Негативное проявление диалогичности в экстремистском религиозном сознании

Автор: Излученко Татьяна Владимировна, Кудашов Вячеслав Иванович

Журнал: Science for Education Today @sciforedu

Рубрика: Философские и исторические науки

Статья в выпуске: 5 (33), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется внутриличностный аспект актуальной для современной России проблемы религиозного экстремизма - возникновение экстремистских идей в религиозном сознании. В статье представлены современные философские и психологические концепции диалогичности сознания как основополагающего свойства личности, обозначены факторы взаимодействия диалогичности и экстремистских идей в религиозном сознании. Целью статьи является указание на возможность негативного проявления диалогичности религиозного сознания. Что при определенных условиях может способствовать развитию экстремистских идей. Специфика экстремистского религиозного сознания и механизмы радикализации религиозного сознания рассмотрены как возможные негативные проявления диалогичности сознания. Диалогичность религиозного сознания представлена инструментом, используемым экстремистскими объединениями с целью формирования своих идей. Авторы анализируют процесс формирования экстремистского религиозного сознания, отмечают наличие предпосылок возникновения экстремистских идей в сознании личности и определяют взаимообусловленность экстремизма и религиозности, указывания на негативное проявление диалогичности. Авторы демонстрируют механизмы использования религиозных учений с целью обоснования экстремизма на примерах деятельности террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и международных религиозных объединений «Нурджулар» и «Ат-Такфир Валь-Хиджра». Формирование представления «Мы - Они» является основой для склонения и вовлечения людей в деятельность религиозных экстремистских организаций. В соответствии с политическими задачами данных организаций наказания со стороны государства представляются в качестве проверки на искренность и преданность сообществу, благодаря чему обеспечивается целостность сообщества и его устойчивость перед государственной системой. В результате целенаправленной системной деятельности религиозных экстремистских организаций диалогичность сознания становится инструментом для противопоставления человека окружающему миру, представителям иных взглядов и поиска доказательств правомерности деятельности той или иной экстремисткой организации.

Еще

Религиозный экстремизм, экстремистское сознание, диалогичность сознания, религиозное сознание, экстремистские организации

Короткий адрес: https://sciup.org/147137753

IDR: 147137753   |   DOI: 10.15293/2226-3365.1605.09

Список литературы Негативное проявление диалогичности в экстремистском религиозном сознании

  • Dirilen-Gumus O. Differences in System Justification with respect to Gender, Political Conservatism, Socio-Economic Status and Religious Fundamentalism//Procedia -Social and Behavioral Sciences.-2011. -Vol. 30. -P. 2607-2611 DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.10.510
  • Ross A., Chiasson M. Habermas and information systems research: New directions//Information and Organization. -2011. -Vol. 21. -P. 123-141 DOI: 10.1016/j.infoandorg.2011.06.001
  • Fan К., Pedrycz W. Emergence and spread of extremist opinions//Physica A. -2015. -Vol. 436. -P. 87-97 DOI: 10.1016/j.physa.2015.05.056
  • Антонян Ю. М., Юрасова Е. Н. Экстремистскоеитеррористическоеповедениеспозицийглубиннойпсихологии//Научный портал МВД России. -2010. -№ 2. -С. 3-10.
  • Арчаков М. К. Психологические проблемы экстремистской деятельности//Вестник Амурского государственного университета. Серия. Гуманитарные науки. -2011. -№ 52. -С. 50-54.
  • Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Советская Россия, 1979. -100 с.
  • Безносов Д. С., Почебут Л. Г. Психологические аспекты экстремизма и терроризма//Вестник СПбГУ. Сер. 12. -2010. -Вып. 1. -С. 287-299.
  • Библер В. С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. -Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1993. -85 с.
  • Билалов М. И. Символическая модель истины в проблеме осмысления ислама//Исламоведение. -2016. -№ 1. -С. 59-66.
  • Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта-Наука, 1998. -168 с.
  • Володина Н. В., Жигоцкий П. Э. Исламистский религиозный экстремизм: правовой и философский аспекты//Вестник Российского университета дружбы народов. -2014. -№ 1. -С. 86-94.
  • Гордиенко Е. В. Диалогичность сознания личности: анализ философско-психологических концепций сознания//Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. -2011. -№ 3. -С. 238-243.
  • Завалишин А. Ю., Костюрина Н. Ю. Этноконфессиональная ситуация и религиозный экстремизм в Хабаровском крае: конец советской эпохи//Ученые записки Комсомольского-на Амуре государственного технического университета. -2014. -Т. 2, № 4. -С. 65-70.
  • Красиков В. И. В экстриме. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания. -М.: Водолей, 2006. -506 с.
  • Кудашов В. И. Диалогичность как форма бытия сознания (Философские очерки). -Красноярск: Красноярская Высшая школа МВД РФ, 1998. -163 с.
  • Маркин А. В. О некоторых аспектах формирования экстремистского сознания как основы девиантного поведения в современном обществе//Вестник Краснодарского юридического университета МВД России. -2014. -№ 3. -С. 94-97.
  • Оганесян С. С., Михайлов В. К. Проблемы правового содержания права на свободу совести и вероисповедания, а также определение религиозного экстремизма//Право и современные государства. -2015. -№ 3. -С. 27-36.
  • Плужников Е. Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России//Вестник Российского университета дружбы народов. -2010. -№ 1. -С. 71-78.
  • Сергун Е. П. Соотношение понятий «религиозный фундаментализм» и «религиозный экстремизм»//Правовая культура. -2012. -№ 2. -С. 99-103.
  • Тагильцева Ю. Р. «В ту ночь, когда рождаются волки», или «поэзия» информационно-психологического воздействия религиозно-политического экстремизма//Политическая лингвистика. -2015. -№ 4. -С. 165-170.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла/пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. -372 с.
  • Шачин С. В. Опыт обоснования толерантности на основе религиозной философии Юргена Хабермаса и Канта//Вестник Мурманского государственного технического университета. -2013. -№ 2. -С. 389-396.
Еще
Статья научная