К высказыванию Г.- г. Гадамера: «В художественном опыте мы видим действие подлинного опыта...». Феномен эстетического опыта в философской герменевтике

Автор: Скворцов Иван Сергеевич

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 5-1 т.7, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию проблемы эстетического опыта, краеугольному понятию в философской герменевтике немецкого философа и теоретика гуманитарного мышления Г-Г. Гадамера. Актуальность данной темы вызвана тем, что в настоящее время наблюдается явный рост заинтересованности в формулировании и исследовании проблем эмпирического познания в гуманитарных науках. В противовес эстетическому трансцендентализму Гадамер формулирует понятие «эстетического опыта». По его мнению, эстетический опыт может дать нам доступ к истине, а также объяснить, как достигается истина в гуманитарном знании и историческом понимании. Также Гадамер предлагает историзировать сам исторический субъект в противовес распространенной еще с конца XVIII в. идее о том, что исторический субъект является трансцендентным по отношению к Истории и может претендовать на особую истину и место в познании прошлого. Почему, по мысли Гадамера, исторический опыт и эстетическая истина глубинно взаимосвязаны? На основе чего можно сделать вывод, что, несмотря на критику эстетизма, именно опыт искусства является выражением подлинного опыта? Данная статья является подступом к исследованию этих сложнейших проблем.

Еще

Гадамер, исторический опыт, репрезентация, философская герменевтика, трансценденталистская эстетическая теория, историзм, историцизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14950635

IDR: 14950635   |   DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.161-164

Список литературы К высказыванию Г.- г. Гадамера: «В художественном опыте мы видим действие подлинного опыта...». Феномен эстетического опыта в философской герменевтике

  • Анкерсмит Ф. Возвышенный исторический опыт. -М.: Европа, 2007. -618 с.
  • Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры./пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Кашаев. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. -496 с.
  • Борисов Е.В. Игра как герменевтическая модель//Журнал Петербургского философского общества. -2012. -Вып. 13. -С. 37-45.
  • Вейдле В.В. О смысле мимесиса//Эмбриология поэзии: статьи по поэтике и теории искусства. -М., 2002. -С. 331-351.
  • Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. -М.: Прогресс,1988. -704 с.
  • Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т.3. Построение исторического мира в науках о духе/Пер. с нем. Под ред. В.А. Куренного. -М.: Три квадрата, 2004. -419 с.
  • Ингарден Р. Эстетическое переживание и эстетический предмет. -М., 1962.
  • Инишев Н.Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. -Вильнюс: ЕГУ, 2007. -168 с.
Статья научная