Знаково-символическое выражение образа райского сада в традиционной культуре уймонских старообрядцев

Бесплатный доступ

Работа осуществлена с целью выявления механизмов сохранения и актуализации некоторых образов и символов, выраженных в орнаменте вышивки. Исследование основано на материалах по культуре уймонских старообрядцев, которые проживают в Уймонской долине Горного Алтая. Проведен комплексный анализ полевых этнографических материалов автора разных лет, неопубликованных архивных фольклорных записей, музейных образцов. Установлено, что с помощью образов райских птиц и райских растений (виноград, розы и другие цветы) в духовных стихах выражены народные представлений о рае. Эти представления соотносятся с символическим значением некоторых орнаментальных рядов женских рукоделий. Композиция на стеновом полотенце, состоящая из виноградной и цветочной лоз, райских птиц интерпретируется нами как народное изображение райского сада. Автор проводит сравнительный анализ образов райского сада в культуре уймонских старообрядцев с материалами по орнаменту женских рукоделий Горного Алтая. По материалам женских рукоделий Горного Алтая, в флористическом орнаменте, существенно преобладающем среди всех прочих, чаще встречаются мотивы с виноградной и лозой из роз, а также цветочной лозой с изображениями других цветов. При объединении этих разновидностей орнамента в семантически единую орнаментальную группу «растительной лозы» очевиден факт существенного преобладания данной группы мотивов среди прочих фиксируемых орнаментальных рядов. Вероятно, представления о растениях как атрибутах райского сада, смысловая корреляция сад райский - сад земной сыграли особую роль распространенности изображений винограда, роз и других цветов и их устойчивом бытовании в орнаментике женских рукоделий. Мотив растительной лозы может являться для носителей культуры выражением духовных устремлений, которые проявляются и в эстетическом восприятии орнамента.

Еще

Русские, старообрядцы, христианская символика, женские рукоделия, духовные стихи, виноградная лоза, цветочная лоза, горный алтай

Короткий адрес: https://sciup.org/145146191

IDR: 145146191   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0861-0868

Список литературы Знаково-символическое выражение образа райского сада в традиционной культуре уймонских старообрядцев

  • Архимандрит Макарий (Веретенников). Райский сад и его насаждения //Альфа и Омега. - 2011. - № 61 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir. ru/rayskiy-sad-i-ego-nasazhdeniya (дата обращения: 26.09.2021).
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me (дата обращения: 30.09.2021).
  • Духовный стих из репертуара анс. «Октай» респ. Тыва [Электронный ресурс]. URL: https://pstgu.ru/upload/ iblock/a1e/a1ee721c1bf82c37853924bc911a9856.pdf (дата обращения: 26.09.2021).
  • Гране Й.Г. Алтай: Увиденное и пережитое в годы странствий. - М. : Индрик, 2012. - 608 с.
  • Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. - Л.: Наука, 1978. - 184 с.
  • Листова Т.А. Загробный мир в контексте проблемы нравственного воспитания // Традиции и современность. - 2016. - № 19. - С. 43-86.
  • Петров А.М. Сакральная топография традиционной народно-православной культуры (по материалам русских духовных стихов) // Религиоведение. - 2012.-№1. - С. 120-133.
  • Рождественская М.В. Рай «мнимый» и Рай «реальный»: древнерусская литературная традиция // Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”. - Вып. 31. - СПб: Санкт-Петербургское философ. об-во. - 2003. - C. 31-46.
  • Тетрадь с записями духовных стихов. Рукопись. Усть-Коксинский район, вторая половина ХХ в. Сбор И.П. Федотовой. - 11 л.
  • Федотова И.П. [Полевой дневник фольклорной экспедиции в Усть-Коксинский район]. Рукопись. - 1987 г -173 л.
  • [Фрагмент тетради с записями духовных стихов]. Рукопись. - с. Мульта, 1935. Полевые материалы автора, 2007.
  • Фурсова Е.Ф. Вышитые полотенца с крестами и растительными орнаментами («проросшие кресты») у русских крестьянок в Западной Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. - Т. 26. - С. 841-847.
  • Фурсова Е.Ф. Христианская символика в рукоделии крестьянок Западной Сибири (конец XIX - начало XX века) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. - Т. 12. - № 2. - С. 171-176.
  • Фурсова Е.Ф., Васеха М.В. Растительные мотивы в собрании жертвенных полотенец старообрядческой моленной // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2020. - Т. 48. - № 4. - С. 125-134.
  • Стих о святом Антонии. Райская птичка [Электронный ресурс]. URL: https://proteacher.ru/2015/03/11/ Duhovnye_stihi_1426100334_74787.pptx. (дата обращения 21.09.21).
  • Шитова Н.И. Традиционная одежда уймонских старообрядцев. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - 112 с.
  • Шитова Н.И. Христианская символика в одежде уй-монских старообрядцев // Гуманитарные науки в Сибири. - 2008. - № 3. - С. 87-90.
  • Шитова Н.И. Некоторые аспекты духовной культуры уймонских старообрядцев // Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX - XX вв./под ред. Е.Ф. Фурсовой. - Новосибирск: Из-во ИАЭТ СО РАН, 2006. - С. 71-82.
  • Шитова Н.И. Особенности орнаментации рукоделий русских крестьянок Горного Алтая // Гуманитарные науки в Сибири. - 2020. - Т. 27. - № 2. - С. 26-32.
Еще
Статья научная