Знаково-символические функции русской традиционной одежды в исследованиях культурологов, искусствоведов, психологов, этнографов

Бесплатный доступ

В подходах к проблеме символики традиционного русского костюма среди специалистов разных областей гуманитарного знания наблюдаются как общие тенденции, так и различия, обусловленные спецификой методологической базы и источников. Новизна статьи заключается в том, что автор, анализируя различные подходы ученых к исследованию знаково-символических функций традиционной одежды, пришла к заключению об отсутствии внимания к образно-ассоциативной функции. Для раскрытия образно-ассоциативной функции предлагается анализировать тексты-описания традиционной одежды «из первых рук», т.е. со слов ее непосредственных носителей или их потомков, записи современников и пр.

Еще

Знаково-символические функции, образно-ассоциативные функции, русская традиционная одежда, сибирь

Короткий адрес: https://sciup.org/145145527

IDR: 145145527

Список литературы Знаково-символические функции русской традиционной одежды в исследованиях культурологов, искусствоведов, психологов, этнографов

  • Банкова Т.Б. Свадебный наряд невесты в аспекте лингвокультурологической интерпретации (на материале говоров Среднего Приобья) // Народный костюм в Сибири. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. – С. 13–15.
  • Богатырев П.Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии // Народная культура славян. – М.: ОГИ, 2007. – С. 215–275.
  • Денисова Е.О. Символика традиционного русского костюма как отражение особенностей русской духовности // Изв. Алт. гос. ун-та. – 2011. – № 2-2. – С. 170–171.
  • Камалиева А.С. Образ мира в башкирском женском народном костюме // Вестн. ВЭГУ. – 2014. – № 6 (74). – С. 137–143.
  • Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах. XIX – начало ХХ в. – М.: Наука, 1984. – 216 с.
  • Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 191 с.
  • Томилина Г.Я. Русская лексика одежды в символическом употреблении // Вісник Запорізького національного університету. Філологічні науки. – 2005. – № 1. – С. 192–196.
  • Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. – М.: Наука, 2002. – 490 с.
  • Успенский Б.А. Избранные труды. – Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 608 с.
  • Фурсова Е.Ф. «Шуликаны» и нечистая сила в селах Западной Сибири // Гум. науки в Сибири. – 1994. – № 3. – С. 68–80.
  • Фурсова Е.Ф. Символика традиционной одежды как проявление этнокультурных идентичностей «свои/другие» в Сибири // Гум. науки в Сибири. – 2017. – № 2. – С. 63–66.
  • Хмиляр О.Ф. Символ как психологический код, регулирующий общение личности // Актуальные вопросы современной науки. – 2014. – № 35. – С. 97–106.
  • Шипилова Е.А. Современный подход к изучению костюма как культурного кода // Аналитика культурологии. – 2015. – № 31. – С. 79–85.
  • Юнг К.Г., фон Франц М.Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, 1997. – 368 с.
Еще
Статья научная