Жизненный путь настоятеля Цугольского дацана в XIX в.: влияние «Автобиографии» Г.-Ж. Дылгырова на развитие буддийского института

Автор: Лыгденова В.В., Батонимаева Е.Г.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: т.XXIX, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье проанализирована автобиография Г.-Ж. Дылгырова, выявлены особенности ее создания и содержания, целевая аудитория и влияние на развитие буддийского института в Забайкалье в конце XIX в. Благодаря подробностям в автобиографии, определены особенности системы обучения монахов, роль наставника и организационная культура как в Цугольском, так и в других бурятских дацанах. На основании переведенного авторами текста представлена система взаимодействия между учеником и учителем в буддийском институте в конце XIX начале XX в. В результате выявлена роль «Автобиографии» Г.-Ж. Дылгырова на формирование правил взаимодействия наставников и монахов в Цугольском дацане. Подтверждением тому, что «Автобиография» быта написана для монахов, являются выбор языка для публикации «Автобиографии», искреннее изложение жизненных трудностей на духовном пути ламы, рекомендации по взаимодействию с наставниками и коллегами. Таким образом, обосновано, что основными адресатами «Автобиографии» являются монахи, в большинстве своем умевшие читать на тибетском языке в конце XIX в. (см. рисунок). Г.-Ж. Дыглгыров в искренней манере, приводя в качестве примера собственный опыт жизни в монастыре, описывает проблемы во взаимоотношениях с учителями, коллегами, с самим собой, и после этого предлагает их решения, основываясь на своем опыте. В статье использованы сведения из разных дисциплин: филологии, истории и этнологии для того, чтобы определить основную аудиторию «Автобиографии»: языковой анализ показывает характерную для буддийских тибетских монахов лексику и терминологию, исторический и этнологический ракурсы дают сведения о жизни монахов в буддийских монастырях в конце XIX в. Актуальность статьи связана с раскрытием дополнительных, ранее не изученных, сведений о настоятеле Г.Ж.-Дылгырове, в частности, выявлено влияние его труда «Автобиографии» на формирование этики в дацанах конца XIX в.

Еще

Г.-ж. дылгыров, цугольский дацан, буддизм в бурятии, хамбо-лама, духовный наставник, тибетский язык, этнология

Короткий адрес: https://sciup.org/145146646

IDR: 145146646   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.1046-1050

Список литературы Жизненный путь настоятеля Цугольского дацана в XIX в.: влияние «Автобиографии» Г.-Ж. Дылгырова на развитие буддийского института

  • Автобиография 1864-1872 - rang spyod rang gsal rang gi thems yig Автобиография Г.-Ж. Дылгырова (ксилогр. на тиб. яз., 1864-1872 гг., Цугольский дацан) // Личный архив Ц. П. Ванниковой. 55 л. размером 43,5 х 8,5 см.
  • Батонимаева Е.Г. Родословная бурят хоринского рода харгана: на материале тибетоязычной автобиографии Галсан-Жинбы Дылгырова (1816-1872?) // Монголоведение. -2021. - Т. 13. - № 2. - С. 328-340. 10.22162/2500-15232021-2-328- 340. DOI: 10.22162/2500-15232021-2-328-340 EDN: PPKUDU
  • Баяртуев Б. Д. Галсан-Жинба Дылгыров (1816-?) // Российские монголоведы (XVIII - начало XX в.). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - С. 36-39.
  • Ванчикова Ц.П. О двух первых настоятелях Цугольского дацана // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - С. 92-94.
  • Ванчикова Ц.П. Тибетские и монгольские источники о деятельности первых настоятелей Цугольского дацана // Культура Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - Вып. 4. - С. 85-101.
Статья научная