Влияние экзегетики Оригена на аргументацию Ария в контексте античной философской теологии

Автор: Гагинский Алексей Михайлович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (75), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается вопрос о влиянии экзегетики Оригена на аргументацию Ария, которому было вверено толкование Священного Писания. Отмечается знакомство александрийского пресвитера с «Комментарием на Евангелие от Иоанна» Оригена, в котором последний отвергает идею единосущия Отца и Сына. Однако Арий пошел дальше, предложив учение о небытии Сына до рождения, что вызвало решительный протест большинства александрийских богословов. Вместе с тем отмечается, что на взгляды Ария оказала существенное влияние античная философская теология, с ее жестким требованием мыслить Первоначало абсолютно простым и единым, что препятствовало развитию учения о Святой Троице. Субординативная теология вполне соответствовала духу времени и диктовалась не столько библейским текстом, сколько внешними обстоятельствами, ввиду чего можно сказать, что православное учение о Троице возникло не под влиянием античной философии, а наоборот - вопреки ему

Еще

Ориген, арий, субординационизм, простота, античная теология, единосущие, триадология

Короткий адрес: https://sciup.org/140223451

IDR: 140223451

Список литературы Влияние экзегетики Оригена на аргументацию Ария в контексте античной философской теологии

  • Athanasius. De synodis-De synodis Arimini in Italia et Seleuciaein Isauria//Athanasius Werke/Hrsg. H. G. Opitz. Berlin, 1940. Vol. 2.1. S. 231-278.
  • Clemens Romanus. Ad Corinthios-Clément de Rome. Épître aux Corinthiens//Sources chrétiennes/Ed. A. Jaubert. Paris, 1971. N 167. P. 98-204.
  • Democritus -Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970.
  • DK -Die Fragmente der Vorsokratiker/Hrsg. H. Diels, W. Kranz. Berlin:Weidmann, 1951-19526. Bd. 1. 618 S.
  • Eusebius. De ecclesiastica theologia -Eusebius Werke/Hrsg. E. Klostermann,G. C. Hansen. Berlin, 1972. Bd 4. S. 61-182.
  • Eusebius. Demonstratio evangelica -Eusebius Werke/Hrsg. I. A. Heikel. Leipzig,1913. Bd. 6. S. 1-492.
  • Eusebius. Epistula ad Caesarienses-Athanasius Werke/Hrsg. H. G. Opitz.Berlin, 1940. Vol. 2.1. S. 28-31.
  • Gregorius Taumaturgus. In Origenem -Grégoire le Taumaturge. Remerciementà Origène suivi de la letre d’Origène à Grégoire//Sources chrétiennes/Ed. H. Crouzel.Paris, 1969. N 148. P. 94-182.
  • Ignatius Antiochenus. Ad magnesios -Ignace d’Antioche, Polycarpe de Smyrne.Letres. Martyre de Polycarpe//Sources chrétiennes/Ed. P. T. Camelot. Paris, 1969. N10. P. 80-92.
  • Justinus Martyr. Dialogus -Dialogus cum Tryphone/Ed. Marcovich M. -Berlin;New York, 1997.
  • Marcellus Ancyranus. Fragmenta -Markell von Ankyra: Die Fragmente & DerBrief an Julius von Rom/Hrsg. Markus Vinzent. Leiden, 1997.
  • Origenes. Contra Celsum -Origène. Contre Celse//Sources chrétiennes/Ed.M. Borret. Paris, 1969. N 150. P. 14-352.
  • Origenes. De oratione -Origenes Werke/Hrsg. P. Koetschau. Leipzig, 1899.Vol. 2. S. 297-403.
  • Origenes. De principiis -Origenes vier Bücher von den Prinzipien/Hrsg. H. Gör-gemanns, H. Karpp. Darmstadt, 1976. S. 462-560, 668-764.
  • Origenes. Fragmenta -Origenes vier Bücher von den Prinzipien/Hrsg. H. Gör-gemanns, H. Karpp. Darmstadt, 1976. S. 82-812.
  • Origenes. In Joannis -Origène. Commentaire sur saint Jean (lib. 1, 2, 4, 5, 6, 10,13)//Sources chrétiennes/Ed. C. Blanc. Paris, 1966; 1970; 1975. Vol. 120, 157, 222.
  • Plato. Respublica -Platonis opera/ed. J. Burnet. Oxford: Clarendon Press, 1902.Vol. 4. P. 327a-621d.
  • Plato. Timaeus -Platonis opera/ed. J. Burnet. Oxford: Clarendon Press, 1902.Vol. 4. P. 17a-92c
  • Ptolemaeus. Ad Floram -Ptolémée. Letre à Flora//Sources chrétiennes/Ed.G. Qispel. Paris, 1966. N. 24 bis. P. 50-72.
  • Socrates. Historia ecclesiastica -Socrates’ ecclesiastical history/Ed. W. Bright.Oxford: Clarendon press, 1893. P. 1-330.
  • Tatianus. Oratio ad Graecos -Die ältesten Apologeten/Hrsg. E. J. Goodspeed.Götingen, 1915. S. 268-305.
  • Tertullian. Adversus valentinianos -Patrologia Latina. Paris, 1844. Vol. 2. Col.538-594.
  • Teodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica -Teodoret. Kirchengeschichte/Hrsg.L. Pamentier, F. Scheidweiler. Berlin, 1954. S. 1-349.
  • Zacharias. Capita VII contra Manichaeos -Lieu S. N.C. An Early ByzantineFormula for the Renunciation of Manichaeism//Jahrbuch für Antike und Christentum.Münster, 1983. Bd. 26. S. 176-213.
  • Boularand E. L’hérésie d’Arius et la "foi" de Nicée. Paris, 1972.
  • Elze M. Tatian und seine Teologie. Götingen, 1960.
  • Hanson R. Did Origen Teach that the Son is ek tes ousias of the Father?//OrigenianaQarta/Hrsg. L. Lies. Innsbruck; Wien, 1987. S. 201-202.
  • Hanson R. P.C. Te Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy 318-381. Edinburg, 1988.
  • Lyman R. Arians and Manichees on Christ//Journal of Teological Studies.Oxford, 1989. Vol. 40, N. 2. P. 493-503.
  • Radde-Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity. Oxford university press, 2009.
  • Ramelli I. Origen’s Anti-Subordinationism and its Heritage in the Niceneand Cappadocian Line//Vigiliae Christianae. Leiden, 2011. Vol. 65. P. 21-49.
  • Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице//Он же. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999. Т. 1.
  • Бэр И. Формирование христианского богословия: Путь к Никее. Тверь,2006.
  • Кирилл(Говорун), архим. Понятие«ипостась» в восточном христианском богословии (в ст. Ипостась)//Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 26.С. 183-190.
  • Флоровский Г. Тварь и тварность//Он же. Христианство и цивилизация:избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005. С. 280-315.
  • Шуфрин А. М. Гнозис, богоявление, обожение: Климент Александрийский и его источники. М., 2013.
Еще
Статья научная