Влияние Данте на концепцию иконографии Страшного cуда

Автор: Томачинский Симеон

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 5 (76), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется история появления чистилища в иконографической концепции Страшного суда и рассматривается влияние «Божественной комедии» Данте на иконографию загробного мира. До XIII века в изображениях Страшного суда присутствовали только ад и рай, без чистилища. Со второй половины XIV в., после появления «Божественной комедии» Данте, некоторые элементы чистилища возникают, в частности, на фресках Нардо ди Чоне во флорентийской церкви Санта Мария Новелла. В середине XV века в ряде изображений Страшного суда обнаруживается структурное выделение чистилища. Первым таким изображением стала «Коронация Марии» Ангеррара Шаронтона, которое датируется 1453 г. Практически все выдающиеся художники XV-XVI вв., писавшие Страшный суд: Фра Анджелико, Синьорелли, Микеланджело, Рафаэль, Вазари, во многом следовали дантовской концепции загробного мира и изображали самого Данте среди праведников и учителей. Из этого можно сделать вывод о значительном влиянии «Божественной комедии» на формирование иконографической концепции Страшного суда.

Еще

Иконография, страшный суд, чистилище, "божественная комедия" данте, фрески, джотто, нардо ди чоне, фра анджелико, микеланджело, рафаэль, франциск ассизский

Короткий адрес: https://sciup.org/140223453

IDR: 140223453

Список литературы Влияние Данте на концепцию иконографии Страшного cуда

  • Dante Alighieri. Divina Commedia/intr. di Italo Borzi; comm. a cura di Giovanni Fallani eSilvio Zennaro. Roma: Newton, 2012.
  • Данте. Божественная комедия/пер. с итал. и прим. М. Лозинского. М.: Интерпракс,1992.
  • Дажина В. Д. Тема «конца времен» в искусстве итальянского Возрождения//Ита-льянский сборник. Вып. 3. М.: Памятники исторической мысли, 2003.
  • Ле Гофф Ж. Рождение чистилища/пер. с франц. В. Бабинского, Т. Краевой. Екатерин-бург: У-Фактория; М.: Астрель, 2011. С. 5-542.
  • Майкапар А. Страшный суд // Единая коллекция цифровых образовательных ре-сурсов. URL: htp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/VI.Po_Voznesenii/80.Strachnii_Sud/Strashnii_Sud.htm (дата обращения: 28.12.2015).
  • Муратов П. П. Образы Италии. Исторический путеводитель. Т. I-III. М.: Издатель-ство В. Шевчук, 2016. С. 294.
  • Норвич Д. История папства/пер. с англ. А. Короленкова и Е. Семеновой. М.: АСТ, 2014.
  • Чистяков Г., свящ. Беседы о Данте. М.: Центр книги Рудомино, 2016.
  • Archivo fotografico SCALA // URL: htp://scalarchives.it (дата обращения: 29.08.2017).
  • Cappella Strozzi di Mantova// URL: htps://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Strozzi_di_Mantova (дата обращения: 29.08.2017).
  • Fondo Federico Zeri // URL: htp://www.fondazionezeri.unibo.it (дата обращения: 29.08.2017).
  • Giacomelli G. Il Guidizio universale di Vasari e Zuccari fra chiesa, corte e teatromusicale//Recercare. 2008. Vol. 20. № ½. P. 95-115.
  • Lexikon für theologie und Kirche. Freiburg: Verlag Herder, 1986. P. 55.
  • Pfeiffer H. La Sistina svelata. Iconografia di un capolavoro. Jaca Book, 2007.
Еще
Статья научная