Вербальная культура нанайцев в смысловом пространстве музея

Бесплатный доступ

В статье рассмотрен ментальный аспект материального культурного наследия нанайцев в контексте смыслового пространства их поселковых музеев. В результате этнографических исследований, проведенных с 1998 по 2014 гг. на территории Хабаровского края, выяснено, что логико-понятийный аппарат и культурные коды нанайского рыбака нашли отражение в предметном ряде музейных экспозиций. Их смысловая нагрузка вписывается в параметры вербальной культуры, характерной для всех бесписьменных и промысловых сообществ. Ее главным критерием является структурирование информации на основе развития пространственной памяти. В этой культурной парадигме предметы исполняют несколько ролей в качестве мнемонических устройств, помогающих запоминать события, ориентироваться в пространстве; хранителей информации о их владельцах; средств связи человека с внешним миром. Зародившаяся в советскую эпоху практика создания поселковых музеев обернулась для нанайцев утратой значимости ряда привычных им предметов. Использование их в качестве музейных образцов означало потерю их хозяйственного, культурного, социального контекста, что в традиционных культурах придает функциональность вещам. С течением времени музейная комната, наполненная разнотипными предметами, обрела статус культурного мини-пространства, содержание которого отражало изменения в нанайском обществе. Наиболее ярким индикатором, показывающим трансформацию мировоззренческих конструкций, выступило отношение к шаманской атрибутике от запрета выставок ритуальных комплексов до возвращения их в музейное пространство с придачей ему мистического окраса. В настоящее время музейные коллекции выполняют функцию наглядно-учебных пособий, помогающих учащимся национальных школ изучать нанайский язык и культуру. В сельских музеях археологические артефакты и письменные источники, дополняющие этнографические сборы, раздвигают границы понимания нанайской культуры. Интерпретация этого материала создает основу для новой мифологии, в которой далекое историческое прошлое и миф о трех солнцах вплетаются в легендарную историю нанайского народа.

Еще

Нанайцы, музей, вербальная культура, материальный объект, ментальный мир, терминология, поведение, нарратив

Короткий адрес: https://sciup.org/145146561

IDR: 145146561   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.1061-1066

Список литературы Вербальная культура нанайцев в смысловом пространстве музея

  • Аврорин В. А. Материалы по нанайском языку и фольклору. - Л.: Наука, 1986. - 256 с.
  • Василевич Г.М. Древние географические представления эвенков и рисунки карт // Известия ВГО. - 1963. -Т. 95. - С. 306-320.
  • Киле Н.Б. Лексика, связанная с религиозными представлениями нанайцев // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (Вторая половина XIX - начало ХХ в.) / отв. ред. И.С. Вдовин. - Л.: Наука, 1976. - С. 189-202.
  • Корнева Л.В. У истоков музейного дела на Дальнем Востоке России (1884-1917 гг.). - Хабаровск: ХККМ им. Н.И. Гродекова, 2002. - 188 с.
  • Оненко С.Н. Нанайско-русский словарь. - М.: Русский язык, 1980. - 552 с.
  • Смоляк А.В. Соотношение аборигенного и тунгусского компонентов в хозяйстве народов Нижнего Амура // Народы и языки Сибири. - Новосибирск: Наука, 1980. - С. 260-266.
  • Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Приамурья). - М.: Наука, 1991. - 280 с. EDN: RWHMZL
  • Kelly L.S. Grounded: Indigenous Knowing in a Concrete Reality. - URL: https://roundedglobe.com/html/e66869eb-0358-.
  • 461c-8f45-3bfe55099a78/en/Grounded:%20Indigenous%20 Knowing%20in%20a%20Concrete%20Reality/ (дата обращения 15.09.2023).
  • Mircea E. The sacred and the Profane. The nature of Religion. - N.Y.: A Harvest/HBJ Book, 1959. - 256 p.
Еще
Статья научная