Связь традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии

Автор: Останин Вадим Владимирович, Суботялова Анна Михайловна, Суботялов Михаил Альбертович

Журнал: Science for Education Today @sciforedu

Рубрика: Философия и история

Статья в выпуске: 1 (35), 2017 года.

Бесплатный доступ

Проблема и цель. В статье представлена проблема поиска историко-философских оснований связи традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии. Цель статьи - выявить связи традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии. Методология исследования. При написании статьи мы использовали источники традиционной аюрведической медицины, а также работы, посвящённые концепциям философских школ Древней Индии, с применением сравнительного и аналитического методов исследования. Для достижения цели мы проанализировали основные концепции философских школ Древней Индии, а также сравнили специфику применения постулатов этих школ в источниках традиционной аюрведической медицины. Указаные философские школы Древней Индии (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, уттара-мимамса (веданта) и пурва-мимамса) являются ортодоксальными школами. Со временем эти школы образовали две пары: ньяя-вайшешика и санкхья-йога, которые имеют тесную связь с аюрведической медициной. Веданту и пурва-мимамсу в силу различий, существующих между ними, рассматривают в отдельности. Обе они опираются непосредственно на Веды, тогда как первые четыре системы, хотя и ссылаются на Веды, но интерпретируют их по-разному. Основные результаты заключаются в том, что «рабочая гипотеза» устройства мира и человека, на которую опирается традиционная аюрведическая медицина, сложилась в основном из представлений ортодоксальных философских школ. Авторы отмечают, что наибольший вклад в аюрведическую медицину внесли первые четыре школы - вайшешика, ньяя, санкхья, йога. При этом аюрведа не опирается на какое-либо одно философское направление, а пользуется тезисами самых разных систем. В статье исследуются те особенности шести основных философских школ Древней Индии, которые оказали влияние на концептуальные парадигмы традиционной аюрведической медицины. Подчеркивается, что благодаря подробному изучению будущим аюрведическим врачом философии происходило становление его мировоззрения, что находит своё отражение в клятве, которую аюрведические врачи давали при окончании своего обучения. В заключение делается вывод о том, что традиционная аюрведическая медицина имеет мощный философский базис, связанный со всеми известными философскими школами Древней Индии.

Еще

История науки, история медицины, аюрведическая медицина, философские школы древней индии, вайшешика, ньяя, санкхья, йога

Короткий адрес: https://sciup.org/147137783

IDR: 147137783   |   DOI: 10.15293/2226-3365.1701.10

Список литературы Связь традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии

  • Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Delhi: Chaukhamba Sanskrit Pratishthan, 2006. -150 p.
  • Бэшем А. Цивилизация Древней Индии/пер. с фр. Е. Гавриловой; под ред. Н. Шевченко. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. -С. 318-321.
  • Мартынов Б. В. Аюрведа: мировоззрение и применение. -М.: Алетейа, 2000. -С. 35-42.
  • Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Учебная литература традиционной аюрведической медицины//Сибирский педагогический журнал. -2012. -№ 9. -С. 51-54.
  • Шохин В. К. Cанкхья-йога и традиция гностицизма//Вопросы философии. -1994. -№ 7-8. -С. 201.
  • Останин В. В. Антропология классической веданты: эволюция религиозно-философских идей. -Барнаул: Издательство Алтайского государственного аграрного университета, 2010. -140 с.
  • Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. -М.: Наука, 1986. -199 с.
  • Лысенко В. Г. Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий»)//Философский журнал. -2016. -№ 2 -С. 37-53.
  • Lyssenko V. The human body composition in statics and dynamics: ayurveda and the philosophical schools of vaisesika and samkhya//Journal of Indian Philosophy. -2004. -Vol. 32, № 1. -P. 31-56.
  • Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Диетология в традиционной Аюрведической медицине//Медицина и образование в Сибири. -2012. -№ 3. -С. 30.
  • Сhaсrabarti A. On knowing by being told//Philosophy East and West. -1992. -Vol. 42, № 3. -P. 421-439.
  • Лысенко В. Г. Дхармакирти. «Прамана-винишчая» («Удостоверение инструментов достоверного познания»). Глава 1. Пратьякша (восприятие). Карики 1-25//История философии. -2015. -№ 2. -С. 79-106.
  • Сокол В. Б. Ведийская шабда как кросс-культурный мост между востоком и западом//Академический вестник. -2008. -№ 3. -С. 47-63.
  • Vyas M. K., Dwivedi R. Practical applicability of Nyayas (Maxims) mentioned in Chakrapani Tika//AYU. -2014. -Vol. 35, № 3. -P. 227-230.
  • Behere P. B., Das A., Yadav R., Behere A. P. Ayurvedic concepts related to psychotherapy//Indian J. Psychiatry. -2013. -Vol. 55 (suppl. 2). -P. 310-314 DOI: 10.4103/0019-5545.105556
  • Еремеев В. Е. Представление о структуре психики в древнеиндийском учении Санкхья//Методология и история психологии. -2008. -№ 2. -С. 162-174.
  • Prabhu H. R., Bhat P. S. Mind and consciousness in yoga -Vedanta: A comparative analysis with western psychological concepts//Indian J. Psychiatry. -2013. -Vol. 55 (suppl. 2). -P. 182-186 DOI: 10.4103/0019-5545.105524
  • Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. Патанджали и йога/отв. ред. Н. А. Канаева. -М.: Ладомир, 2013. -558 с.
  • Суботялов М. А. Введение в Аюрведу. Пропедевтика Аюрведической медицины. -СПб.: Ремедиум, 2011. -237 с.
  • Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине//Вестник Томского государственного университета. История. -2013. -№ 4 (24). -С. 169-172.
  • Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Клятва при инициации врача в традиционной Аюрведической медицине («Клятва Чараки»)//Биоэтика. -2012. -№ 2 (10). -С. 12-15.
  • Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. -10-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2014. -С. 36.
  • Суботялов М.А. Традиционная аюрведическая медицина: источники, история и место в современном здравоохранении: автореф. дис. … д-ра. мед. наук. -М., 2014. -50 с.
  • Свобода Р.Э. Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие. Пер. с англ. -М.: Саттва, 2003. -С. 15-42.
  • Ринер Х.Х. Новая энциклопедия аюрведы/Ханс Хейнрих Ринер. -Пер. с нем. Ю. Бушуевой. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. -С. 9-36.
  • Мюллер М. Шесть систем индийской философии. -М., 1995. -448 с.
  • Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. -260 с.
  • Шохин В.К. Ньяя-сутры, Ньяя-бхашья. Издательская фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001. -504 с.
  • Лысенко В.Г. Вайшешика//Индийская философия. РАН, Институт философии. М.: Восточная литература, 2009. -С. 214-221.
  • Шохин В.К. Школы индийской философии. -Восточная литература РАН, 2004. -412 с.
  • Лысенко В.Г. Буддизм//Индийская философия. РАН, Институт философии. М.: Восточная литература, 2009. -С. 169-177.
  • Железнова Н.А. Джайнизм//Индийская философия. РАН, Институт философии. М.: Восточная литература, 2009. -С. 331-335.
  • Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-филос. исслед., пер. с санскр. и коммент. В.К. Шохина. М., 2001. -504 с.
  • Сатишандра Чаттерее, Дхирендра Мохан Датта Введение в индийскую философию, Том 25. -Изд-во иностранной лит-ры, 1955. -376 с.
  • Лысенко В.Г. Анумана/Философия буддизма: энциклопедия. Институт философии РАН. -Москва, 2011. -С. 107-111
  • Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. -260 с.
  • Топоров В.Н. Пуруша//Большая Российская Энциклопедия. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2014. -С. 753.
Еще
Статья научная