Стихиры воскресного октоиха в древнем тропологии

Автор: Желтов Михаил Сергеевич, Булаев Денис Викторович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 3 (80), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены соответствия между корпусом стихир византийского воскресного Октоиха и воскресными песнопениями его более раннего иерусалимского прототипа - Древнего Тропология, сохранившегося на грузинском языке. Было впервые определено общее количество таких соответствий: 29 (в ряде предшествующих работ исследователи ссылались лишь на 9 подобных соответствий, причем одно из них, как удалось установить, таковым не является), выявлены сходства и различия в гласовой принадлежности одних и тех же гимнографических строф в Тропологии и в воскресном Октоихе. Также проанализировано богослужебное использование тех песнопений Тропология, которые впоследствии вошли в корпус стихир Октоиха. Как выяснилось, лишь около половины из них имело в Тропологии сходную со стихирами функцию: сопровождать фиксированные псалмы вечерни и утрени; остальные представляли собой гимны после прочтения Евангелия на воскресной утрене или Литургии. Было высказано предположение об особой популярности таких гимнов, благодаря которой они перешли из Тропология в более поздний гимнографических сборник - Октоих, хотя и поменяли в нем свою функцию. Полученные результаты позволяют со всей надежностью утверждать, что циклы «воскресных» и «анатолиевых» стихир воскресного Октоиха нельзя считать творениями единственного гимнографа VIII в. и что термин «анатолиевы» нельзя понимать в смысле авторской атрибуции

Еще

Древний тропологий, иадгари, октоих, иерусалимское богослужение, стихиры воскресны, стихиры анатолиевы, византийская гимнография, глас, историческая литургика

Короткий адрес: https://sciup.org/140246592

IDR: 140246592   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10059

Список литературы Стихиры воскресного октоиха в древнем тропологии

  • Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся въ библиотеках Православного Востока. Т. 1: Τύπικα. Ч. 1. Киев, 1895.
  • Шаракан. Богослужебные каноны и песни Армянской восточной церкви / Пер. с древне-арм. Н. Эмина. М., 1914 [2-е изд.].
  • Τὸ Μέγα Ὡρολόγιον. Ἐν Βενετίᾳ, 1832.
  • Τὸ Μέγα Ὡρολόγιον. Ἐν Βενετίᾳ, 1850.
  • უძველესი იადგარი / გამოსაცემად მოამზადეს, გამოკვლევადა საძიეგლეი დაურთეს ელ. მეტრეველი, ც. ჭანკიევი და ლ. ხევსურიანი [Древнейший Иадгари / Подг. к изд., исслед. и указ. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани].Тбилиси, 1980. (В тексте статьи - ДрИ). (На грузинском языке.)
  • ჭილ-ეტრატის იადგარი / გამოსცეს და გამოკვლევა დაურთესა. შანიძემ, ა. მარტიროსოვმა, ა. ჯიშიაშვილმა [Папирусно-пергаментная Минея / Подг.к изд., исслед. А. Шанидзе, А. Мартиросов, А. Джишиашвили]. Тбилиси, 1977. (Памятники древнегрузинской письменности. Т. 15). (На грузинском языке.)
  • Renoux Ch. Les Hymnes de la Résurrection. I: Hymnographie liturgiquegéorgienne: introduction, traduction et annotation des textes du Sinaï 18. Paris, 2000. (Sourcesliturgiques. Т. 3) (В тексте статьи - R1].
  • Renoux Ch. Hymnographie liturgique géorgienne. L'Hymnaire de Saint-Sabas (Ve - VIIIe siècles) I: Du samedi de Lazare à la Pentecôte. Turnhout,2008.(PatrologiaOrientalis; 50/3).
  • Renoux Ch. L᾽Hymnaire de Saint Sabas (Ve - VIIIe siècle). Le Ms. GéorgienH 2123. II: De la Nativité de Jean-Baptiste à la liturgie des Défunts. Turnhout, 2015. (PatrologiaOrientalis; 53/3).
  • Renoux Ch. Les Hymnes de la Résurrection. II: Hymnographie liturgiquegéorgienne. Texte des manuscrits Sinaï 40, 41 et 34. Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/1).(В тексте статьи - R2).
  • Renoux Ch. Les Hymnes de la Résurrection. III: Hymnographie liturgiquegéorgienne. Introduction, traduction, annotation des manuscripts Sinaï 26 et 20 et index analytiquedes trois volumes. Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/2). (В тексте статьи - R3).
  • Tarchnischvili M. Le grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem(Ve-VIIIe siècle). Louvain,1959. T. 1.(Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium;188.Scriptores Iberici; 9).
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902 (3-е изд.).
  • Желтов М., свящ. Литургия апостола Иакова // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 244-253.
  • Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского: по древнерусским и южнославянским спискам XIII-XV веков. М., 2006.
  • Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII-XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М.,2013.
  • Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913.
  • Модест (Стрельбицкий), архиеп. О церковном Октоихе. Екатеринбург, 1878.
  • Флоринский Н. И., прот. История богослужебных песнопений Православной Кафолической Восточной Церкви. Киев, 1881.
  • Хевсуриани Л. Иадгари // Православная энциклопедия. М., 2009.Т. 20. С. 419-424.
  • Хевсуриани Л. Структура древнейшего Тропология: дисс. …канд. филол. наук: 10.01.03. Тбилиси, 1984. (Машинопись).
  • Leonis Allatii de Libris Ecclesiasticis Graecorum, Dissertationes Duae. P.,1645. P. 67, 81.
  • Christ W., Paranikas M. Anthologia Greaca CarminumChristianorum. Lipsiae, 1871.
  • Émereau C. Hymnographi Byzantini // Échos d'Orient. P., 1922.T. 21. P. 258-279; 1923. T. 22. P. 12-25, 420-438; T. 23. P. 196-200, 276-284, 408-414; 1925. T. 24.P. 164-184.
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), µητρ. Ποιηταί καὶ ὑµνογράφοι τῆςὈρθοδόξου ἐκκλησίας // Νέα Σιών. 1948. Τόµ. 43. Σ. 156.
  • Jo. Alberti Fabricii Bibliothecae Graecae: Sive Notitia Scriptorum Veterum Graecorum. Vol. 11. Hamburgi, 1722. P. 76.
  • Frøyshov S. Te Resurrection Office of First Millennium JerusalemLiturgy and its Adoption in Close Peripheries. Part II: The Gospel Reading and the Post-Gospel Section // Sion, mère des Églises: Mélanges liturgiques offerts au Père Charles AthanaseRenoux / Ed. par M. D. Findikyan, D. Galadza, A. Lossky (Semaines d'études liturgiques Saint-Serge; Suppl. 1). Münster, 2016. P. 109-147.
  • Hannick Chr. Le texte de l'Oktoechos // Dimanche: Office Selon Les HuitTons (Ὀκτώηχος). Chevetogne, 1972. P. 37-60.
  • Jeffery P. Te Earliest Octōēchoi: Te Role of Jerusalem and Palestinein the Beginnings of Modal Ordering // The Study of Medieval Chant: Paths and Bridges, Eastand West (In Honor of Kenneth Levy) / Ed. by P. Jeffery. Woodbridge, 2001. P. 147-209.
  • Κατάλογος ἱστορικὸς τῶν πρώτων Ἐπισκόπων, καὶ τῶν ἐφεξῆςΠατριαρχῶν, τῆς ἐν Κωνσταντινουπόλει Ἁγίας καὶ Μεγὰλης τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησίας, ὑπὸ τοῦἈρχιδιακόνου Ζαχαρίου Μαθᾶ Ἀνδρίου. Ἐν Ναυπλίῳ, 1837.
  • Leeb H. Die Gesänge im Gemeingotesdienst von Jerusalem (von 5. Bis 8.Jahrhundert). Wien, 1970. (Wiener Beiträge zur Teologie; 28).
  • Outier B. Compte-rendu du Iadgari sur papyrus et parchemin / Ed. et étudepar A. Chanidzé, A. Martirosov et A. Djichiachvili… // Bedi Kartlisa: revue de kartvélologie. Paris,1979. Vol. XXXVII. P. 336-341.
  • Pétridès S. Anatolika// Dictionnaire d'archéologie chrétienne et deliturgie. Paris, 1924. T. 1. Part. 2. Col. 1940.
  • Taf R. F., Parenti S. Il Grande Ingresso: Edizione italiana rivista, aggiornata eampliata (Storia della Liturgia di S. Giovanni Crisostomo, vol. II). Grotaferrata, 2014. (ΑΝΑΛΕΚΤΑΚΡΥΠΤΟΦΕΡΡΗΣ; 10).
  • Tillyard H. J. W. The Hymns of the Octoechus, Part I. Copenhagen, 1940&(Monumenta musicae Byzantinae. Transcripta; 3)
  • Wade A. Te Oldest Iadgari: Te Jerusalem Tropologion - 4th to 8th Centuries,30 Years afer the Publication // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ. Beiträge zu Gotesdienst und Geschichteder fünf altkirchlichen Patriarchate für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag / D. Atanassova,T. Chronz (Hrsg.). Münster, 2014. Tl. 2. (Orientalia - Patristica - Oecumenica; 6. 2). S. 717-750.
Еще
Статья научная