Социальное бытие человека и феноменология смерти

Бесплатный доступ

Введение. Феноменология связана с систематическим размышлением и изучением структур сознания и явлений, проявляющихся в актах сознания. Она не рассматривает мир как объекты, взаимодействующие между собой. Поэтому многие философы считают, что феноменология - не философская школа и не доктрина, а скорее стиль мышления, своеобразный философский метод. Феноменология смерти не дает конкретных результатов исследований, она понимает ее и как созидательную силу, и как абсурдное явление. Ключевой сущностью смерти Ж.-П. Сартр называет абсурдность, бессмысленность ее, противоречащей здравому смыслу. Материалы и методы. В процессе исследования использовались методы преимущественно теоретико-методологического характера: интегративный, причинно-генетический, реализация которых во взаимосвязи с синергетическим приемом дает определенные результаты. Эмпирической основой исследования послужили результаты опытов врача-онколога Дж. Лонга, изложенные в книге «Доказательство жизни после смерти», Р. Моуди «Жизнь после жизни». Обсуждение и заключение. Особо значимы в европейском экзистенциализме и гуманизме анализы социальных функций смерти: уравнителя социальных статусов, функции не окончания жизни, а завершения. Созидающая функция смерти заключается в осознании человеком сути подлинного существования, смерть, по А. Шопенгауэру, вдохновитель, или музагет философии. Смерть - объективная реальность, она разрушительна, кладет конец всем замыслам, перспективам. Но есть еще субъективная сторона смерти - мысли и размышления о ней. Они иногда опасны, вредны. С другой стороны, они помогают увидеть важное, событийное, избавиться от мелочного, случайного, преодолеть зависть, т. е. вносят определенные коррективы в поведение, определенным образом регулируют его.

Еще

Феноменология, танатология, пограничное состояние, клиническая смерть, биологическая смерть, бессмертие души, реинкарнация, ноосфера, креационизм, экзистенциализм

Короткий адрес: https://sciup.org/147241481

IDR: 147241481   |   DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.184-194

Список литературы Социальное бытие человека и феноменология смерти

  • Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. Т. 1, ч. 1. 936 с.
  • Борисов Н. А. Феноменологическая модель анализа социальных представлений о смерти // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. 2017. Т. 21, № 4. С. 582-591.
  • Бурханов А. Р. Жан-Поль Сартр об экзистенциалах человеческого бытия // Вестник БГУ 2011. № 14. URL: http://cyberleninka.ru/article/uzhan-pol-sartr-enzisteutsialan-ckelovechoskogo/ bytiya.
  • Грей Д. Г. Идея смерти в экзистенциализме // Омский научный вестник. Сер.: Общество. История. Современность. 2017. № 4. С. 31-38.
  • ЛонгДж. Доказательство жизни после смерти. М.: Изд-во Э, 2018. 210 с.
  • Лысенко В. Г. Карма // Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010.
  • Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. М.: София, 2007. 214 с.
  • Романов К. М. Феномен смерти в контексте народного и православного сознания // Истоки православного сознания и самосознания народов Поволжья (на примере Республики Мордовия): материалы VI Масловских образовательных чтений. Саранск, 2006. С. 224-235.
  • Сартр Ж. П. Человек в осаде. М.: Вагриус, 2006. 320 с.
  • Спиноза Б. Этика / пер. с лат. Н. Иванова // Спиноза Б. Сочинения: в 2 т. СПб., 1999. С. 251-478.
  • Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.
  • Шопенгауэр А. Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 544 с.
  • Ясперс К. Философия. Кн. 1. Философское ориентирование в мире. М.: Канон+, 2012. 384 с.
  • Humani Generis (August 12, 1950) Pius XII. URL: https://www.vatican.va/content/pius-xii/en/ encyclicals/documents/hf_p-xii_enc_12081950_humani-generis.html.
Еще
Статья научная