Сочетательный повтор соматизмов в поэзии Андрея Белого

Автор: Твердохлеб Ольга Геннадьевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Языкознание

Статья в выпуске: 7 (184), 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья подводит некоторые итоги изучения наименований частей тела человека (соматизмов) в поэзии Андрея Белого. Проведенный в работе анализ показал сложную эстетическую систему Андрея Белого, межтекстовые образные связи в которой устанавливаются путем повторного включения наименований частей тела человека с определенными реалиями, событиями действительности (112 контекстов; примерно 10 % от всех конструкций, включающих соматическую лексему). Обосновывается идея о том, что в поэтическом творчестве Андрея Белого сочетаемостные повторы соматизмов с одинаковыми компонентами, вводимыми поэтом на протяжении всего творческого пути в разные стихотворные произведения для изображения многообразных поэтических картин и образов, персонажей и деталей, связывают его стихи «в единый текст», отображая эстетические задачи автора, целостность его исходного творческого импульса. В работе акцентируется внимание на грамматическом аспекте сочетаемостных повторов соматизмов в поэзии Андрея Белого, являющихся не только средством познания частей тела человека в процессе их называния поэтом, но и языковым приемом как для анализа соматической сферы в образно-понятийных связях, ее места в поэтическом мире Андрея Белого, так и для характеристики идиостиля поэта. Показывается на иллюстративном материале, что в разнообразных поэтических творениях, написанных в различные годы, Андрей Белый: а) чаще использует сочетательные повторы соматизмов с глаголами, реже -с именами существительными и прилагательными; б) излюбленными глагольными лексемами, в синтаксическое окружение с которыми неоднократно включает одни и те же соматические лексемы, репрезентирующие обычно верхнюю часть тела человека: лицо, голова, нос, являются глаголы лексико-семантической группы «изменение положения тела». Результаты, полученные в работе, могут оказаться интересными для литературоведов, исследующих творчество Андрея Белого, а также найти применение в практике составления словаря поэта.

Еще

Андрей белый, соматизм, повтор, ассоциативность, сочетаемость

Короткий адрес: https://sciup.org/147226527

IDR: 147226527   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2019.393

Список литературы Сочетательный повтор соматизмов в поэзии Андрея Белого

  • Балаклеец Н. А., Фаритов В. Т. Поэтика трансгрессии в романе Андрея Белого "Петербург" // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 48. С. 116-130.
  • Гармаш Л. В. Принципы организации лейтмотивной структуры симфоний Андрея Белого // Русская филология. Укр. вестник. Харьков, 2004. № 3-4 (26). С. 50-55 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lgarmash.narod.ru/ Lejtmotive.html (дата обращения 05.02.2019).
  • Гаспаров М. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Андрей Белый. Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М.: Сов. писатель, 1988. С. 444-469.
  • Демченко А. И. Андрей Белый: ракурсы символизма // Альманах современной науки и образования. 2016. № 4 (106). С. 37-46.
  • Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1988. 415 с.
  • Иванов Вяч. Вс. О воздействии "эстетического эксперимента" Андрея Белого (В. Хлебников, В. Маяковский, М. Цветаева, Б. Пастернак) // Андрей Белый: Проблемы творчества. М.: Сов. писатель, 1988. С. 338-366.
  • Кожевникова Н. А. Язык Андрея Белого. М.: Институт русского языка РАН, 1992. 256 с.
  • Кожевникова Н. А. Из наблюдений над неклассической ("орнаментальной") прозой // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1976. Т. 35. № 1. С. 55-66.
  • Кожевникова Н. А. О типах повтора в прозе А. Белого // Лексические единицы и организация структуры литературного текста. Калинин: Изд-во Калининск. гос. ун-та, 1983. С. 52-70.
  • Корчагин К. М. Цезура в русской теории стиха от Мелетия Смотрицкого до Андрея Белого // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2017. Т. 11. С. 146-158.
  • Лавров А. В. Ритм и смысл. Заметки о поэтическом творчестве Андрея Белого // Лавров А. В. Андрей Белый: Разыскания и этюды. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 9-51.
  • Лотман Ю. М. Поэтическое косноязычие Андрея Белого // Андрей Белый: Проблемы творчества. М.: Сов. писатель, 1988. С. 437-443.
  • Новиков Л. А. Стилистика орнаментальной прозы Белого. М.: Наука, 1990. 181 с.
  • Сарычев В. А. "Мне важен не человек, а его отношение к тайне" (символизм раннего Андрея Белого: теургия и этика художника) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. Т. 22. № 2. С. 213-227.
  • Сергеева-Клятис А. Ю. "Бывают странные сближенья": Андрей Белый - Борис Пастернак // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. № 3. С. 34-40.
  • Силард Л. О структуре Второй симфонии Андрея Белого // Studia slavica. Budapest (Hungary). 1967. T. XIII. № 3-4. C. 311-322.
  • Тилкес О. Православные реминисценции в Четвертой симфонии А. Белого // Литературное обозрение. 1995. № 4/5. С. 135-143.
  • Хмельницкая Т. Литературное рождение Андрея Белого. Вторая Драматическая Симфония // Андрей Белый. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. М.: Сов. писатель, 1988. С. 103-130.
  • Швецова Л. Андрей Белый и Сергей Есенин // Андрей Белый: Проблемы творчества. М.: Сов. писатель, 1988. С. 404-425.
Еще
Статья научная