Религиозность сознания как критерий анализа и механизм передачи знаний в повседневности современного человека

Автор: Излученко Татьяна Владимировна

Журнал: Science for Education Today @sciforedu

Рубрика: Философия и история

Статья в выпуске: 3 (43), 2018 года.

Бесплатный доступ

Проблема и цель. В работе исследована проблема трансформации социальных ритуалов современного общества как механизмов передачи знаний о структуре повседневности и выражения внутренних и внешних факторов развития социума. Целью является обоснование продуктивности применения религиозности в качестве критерия анализа трансформаций социальных ритуалов повседневности современного человека. Методология. Исследование повседневности основано на подходах исторической антропологии (П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель, С. Н. Боголюбова). Религиозность рассмотрена в рамках когнитивистики (П. Бойер, Т. Малевич). Структурно-функциональный подход применен к трактовке социального ритуала (Э. Дюркгейм). Результаты. Автором обоснована роль религиозности в формировании структуры повседневности и развитии социальных ритуалов. Отмечена обусловленность форм религиозности в социальных ритуалах повседневности социокультурными условиями и психологическими установками. Проведен анализ повседневности как онтологического понятия, включающего в качестве элементов интерпретацию значимых явлений социальной действительности, регулярно совершаемые социальные ритуалы и коммуникативное пространство, в рамках которого осуществляется процесс обучения и передача знаний. Охарактеризована соподчиненность религиозных действий и социальных ритуалов повседневности. Религиозные действия обозначены частными случаями социальных ритуалов, в которых религиозный компонент является основополагающим. Социальные ритуалы представлены механизмами передачи знаний, умений и навыков, способами обучения внутри социума посредством перформативности и мимезиса с целью поддержания социальной целостности. Подчеркнута трансформация социальных ритуалов в современном мире под влиянием секуляризации, что выражается в содержании и последовательности действий самих ритуалов, а также в структуре повседневности. Предложено исследовать изменения социальных ритуалов посредством критерия религиозности. Заключение. Автором подводятся итоги и обосновывается религиозность сознания в качестве продуктивного критерия анализа трансформаций социальных ритуалов, происходящих под влиянием социокультурных условий.

Еще

Повседневность современного человека, религиозность сознания, социальные ритуалы, религиозные практики, религиозная традиция, религиозные сообщества, историческая антропология

Короткий адрес: https://sciup.org/147229352

IDR: 147229352   |   DOI: 10.15293/2226-3365.1803.05

Список литературы Религиозность сознания как критерий анализа и механизм передачи знаний в повседневности современного человека

  • Хабермас Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе//Полис. Политические исследования. -2010. -№ 2. -С. 7-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13075161
  • Willard A. K., Cingl L. Testing theories of secularization and religious belief in the Czech Republic and Slovakia//Evolution and Human Behavior. -2017. -Vol. 38, Issue 5. -P. 604-615. DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2017.01.002
  • De A. Spatialisation of selves: Religion and liveable spaces among Hindus and Muslims in the walled city of Ahmedabad, India//City, Culture and Society. -2016. -Vol. 7, Issue 3. -P. 149-154. DOI: 10.1016/j.ccs.2016.06.002
  • Chiodelli F. Religion and the city: A review on Muslim spatiality in Italian Cities//Cities. -2015. -Vol. 44. -P. 19-28. DOI: 10.1016/j.cities.2014.12.004
  • Gökarıksel B., Secor A. Post-secular geographies and the problem of pluralism: Religion and everyday life in Istanbul, Turkey//Political Geography. -2015. -Vol. 46. -P. 21-30. DOI: 10.1016/j.polgeo.2014.10.006
  • Малевич Т. В. Эволюционное значение религии: между адаптацией и побочным продуктом//Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословия. Философия. Религиоведение. -2016. -№ 4 (66). -С. 84-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26552577
  • Dilley R. M. The problem of context in social and cultural anthropology//Language & Communication. -2002. -Vol. 22, Issue 4. -P. 437-456. (02)00019-8
  • DOI: 10.1016/S0271-5309
  • Корнев В. В. Проблематизация категории «повседневности»//Известия Алтайского государственного университета. -2008. -№ 2. -С. 85-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12957529
  • Марковцева О. Ю. Повседневность как бытие человека в мире//Вестник Оренбургского государственного университета. -2006. -№ 6-1 (56). -С. 111-117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12987083
  • Боголюбова С. Н. Повседневность: пределы идентификационных интерпретаций//Теория и практика общественного развития. -2011. -№ 1. -С. 31-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16214068
  • Никифорова С. В. Конструирование образов повседневности (из опыта реконструкции традиционной повседневности якутов)//В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. -2015. -№ 46. -С. 16-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23098772
  • Пушкарева Н. Л. Предмет и методы изучения истории повседневности//Этнографическое обозрение. 2004. -№ 5. -С. 3-19.
  • Банникова Е. В. Условия повседневности: факторы определяющие жизнь//Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. -2013. -№ 3 (7). -С. 53-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20252301
  • Малевич Т., Кожевников Д. Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -2016. -№ 2. -С. 373-398. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26462960
  • DOI: 10.22394/2073-7203-2016-34-2-373-398
  • Сергиенко Р. А. Когнитивный подход к объяснению религии и религиозных представлений//Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. -2011. -Т. 2, № 3. -С. 36-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17041653
  • Francken J. C., Slors M. Neuroscience and everyday life: Facing the translation problem//Brain and Cognition. -2018. -Vol. 120. -P. 67-74.
  • DOI: 10.1016/j.bandc.2017.09.004
  • Eremin A., Osmachko S. The Education Activity of the Russian Orthodox Church in the Contemporary Transcultural Space of Russia//Procedia -Social and Behavioral Sciences. -2017. -Vol. 237. -P. 1475-1481.
  • DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.232
  • Northmore-Ball K., Evans G. Secularization versus religious revival in Eastern Europe: Church institutional resilience, state repression and divergent paths//Social Science Research. -2016. -Vol. 57. -P. 31-48.
  • DOI: 10.1016/j.ssresearch.2015.11.001
  • Hanson G. H., Xiang Ch. Exporting Christianity: Governance and doctrine in the globalization of US denominations//Journal of International Economics. -2013. -Vol. 91, Issue 2. -P. 301-320.
  • DOI: 10.1016/j.jinteco.2013.08.002
  • Cruz A. G. B., Seo Y., Buchanan-Oliver M. Religion as a field of transcultural practices in multicultural marketplaces//Journal of Business Research. -2017. -In Press.
  • DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.07.022
  • Yilmaz O., Bahçekapili H. G. Supernatural and secular monitors promote human cooperation only if they remind of punishment//Evolution and Human Behavior. -2016. -Vol. 37, Issue 1. -P. 79-84.
  • DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2015.09.005
  • Vial T. Harvey Whitehouse. Arguments and Icons: Divergent Modes of Religiosity//Religion. -2004. -Vol. 34, Issue 3. -P. 248-250.
  • DOI: 10.1016/j.religion.2004.04.011
  • Астахова Л. С. Универсальные характеристики религиозного действия//Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. -2007. -Т. 149, № 5. -С. 78-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11482057
  • Graham J., Meindl P., Beall E., Johnson K. M., Zhang L. Cultural differences in moral judgment and behavior, across and within societies//Current Opinion in Psychology -2016. -Vol. 8. -P. 125-130.
  • DOI: 10.1016/j.copsyc.2015.09.007
  • Liberman Z., Kinzler K. D., Woodwardc A. L. The early social significance of shared ritual actions//Cognition. -2018. -Vol. 171. -P. 42-51.
  • DOI: 10.1016/j.cognition.2017.10.018
  • Mitkidis P., Ayal S., Shalvi S., Heimann K., Levy G., Kyselo M., Wallot S., Ariely D., Roepstorff A. The effects of extreme rituals on moral behavior: The performers-observers gap hypothesis//Journal of Economic Psychology. -2017. -Vol. 59. -P. 1-7.
  • DOI: 10.1016/j.joep.2016.12.007
  • Wen N. J., Herrmann P. A., Legare C. H. Ritual increases children's affiliation with in-group members//Evolution and Human Behavior. -2016. -Vol. 37, Issue 1. -P. 54-60.
  • DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2015.08.002
  • Kadar D. Z., Bax M. M. H. In-group ritual and relational work//Journal of Pragmatics. -2013. -Vol. 58. -P. 73-86.
  • DOI: 10.1016/j.pragma.2013.03.011
  • Hubert E. Figuring identity in everyday life//Journal of Anthropological Archaeology. -2016. -Vol. 44, Part A. -P. 1-13.
  • DOI: 10.1016/j.jaa.2016.07.015
  • Hastings O. P. Not a lonely crowd? Social connectedness, religious service attendance, and the spiritual but not religious//Social Science Research. -2016. -Vol. 57. -P. 63-79.
  • DOI: 10.1016/j.ssresearch.2016.01.006
  • Purzycki B. G., Henrich J., Apicella C., Atkinson Q. D., Baimel A., Cohen E., McNamara R. A., Willard A. K., Xygalatas D., Norenzayan A. The evolution of religion and morality: a synthesis of ethnographic and experimental evidence from eight societies//Religion, Brain and Behavior. -2018. -Vol. 8, Issue 2. -P. 101-132.
  • DOI: 10.1080/2153599X.2016.1267027
Еще
Статья научная