Религиозно-философские идеи в рассказе Ф. М. Достоевского "Сон смешного человека"

Автор: Клюкина Людмила Александровна

Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 (18), 2021 года.

Бесплатный доступ

В контексте герменевтического подхода выявлены и проанализированы религиозно-философские идеи «Исповеди» Августина Аврелия в тексте рассказа Фёдора Михайловича Достоевского «Сон смешного человека». Продемонстрировано, что Достоевский в пространстве современной ему культуры самостоятельно осмыслил проблему происхождения зла, проблему человеческой свободы, теодицеи и идеи спасения, сформулированные впервые в европейской философской традиции Августином. Автор обосновывает вывод, что идея безграничной свободы человека и вселенского спасения Достоевского, показавшего, что отказ от индивидуальной свободы имеет смысл только, если речь идет о всечеловеческом спасении, оказала существенное влияние на становление русской религиозно-ориентированной философии В. С. Соловьева.

Еще

Августин аврелий, фёдор михайлович достоевский, владимир сергеевич соловьёв, рассказ

Короткий адрес: https://sciup.org/147234598

IDR: 147234598   |   DOI: 10.15393/j12.art.2021.3682

Список литературы Религиозно-философские идеи в рассказе Ф. М. Достоевского "Сон смешного человека"

  • Августин Блаженный. Исповедь. Санкт-Петербург: «Наука», 2013. 371 с.
  • Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. VI. Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960- 1970 гг. М.: Языки славянской культуры, 2002. 801 с.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1979. 424 с.
  • Борисова В. В. Синтетизм религиозно-мифологического подтекста в творчестве Ф. М. Достоевского: (Библия и Коран) // Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург: Издательство Уральского университета,1999. С. 63 – 89.
  • Воге П. Люцифер Достоевского: О рассказе «Сон смешного человека» //Достоевский и Мировая Культура. СПб., 1999. № 13. С. 185 – 205.
  • Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 448 с.
  • Достоевский Ф. М. Рассказы. Петрозаводск: Карелия, 1985. 448 с.
  • Иустин (Попович), преподобный. Философия и религия Ф.М. Достоевского. М.: Издатель Д.В. Харченко, 2007. 312 с.
  • Кавацца А. Семантика и функция афоризма «Победи себя и победишь мир» в произведениях Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 3. С. 113 – 128. DOI: 10.15393/j9.art.2020.8282
  • Касаткина Т. А. Краткая полная история человечества: («Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского) // Достоевский и Мировая Культура. СПб., 1993. № 1. Ч. 1. С. 48 – 69.
  • Кантор В. К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010. 422 с.
  • Клюкина Л. А., Золотухина Е.Н. Апология христианства в фантастическом рассказе Ф. М. Достоевского "Сон смешного человека" // Studia Culturae. Санкт-Петербург, 2017. №3 (33). С. 15 – 31.
  • Лаут Р. Философия Достоевского. М.: Республика, 1996. 447 с.
  • Михновец Н. Г. Прецедентные произведения и прецедентные темы в диалогах культур и времен: Место и роль прецедентных явлений в творчестве Ф. М. Достоевского. СПб.: Наука; САГА, 2006. 384 с.
  • Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006. 477 с.
  • Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.
  • Тихомиров Б. Н. Отражение Евангельского Слова в текстах Достоевского. Материалы к комментарию // Евангелие Достоевского. [В 2-х т. Т. 1.]: Исследования. Материалы к комментарию. М.: Русскiй Мiръ, 2010. С. 63 – 469.
Еще
Статья научная