«Производственный фильм» как жанровый феномен отечественного кино 1970-х годов: кинематографическая специфика и формальные особенности

Автор: Хрюкин Денис Андреевич

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 2-2 т.8, 2016 года.

Бесплатный доступ

Производственный фильм - уникальный жанровый феномен советского кино 1970-х годов, возникновение которого было обусловлено берущей начало в 1920-е годы кинематографической традицией в отражении «трудовой темы» на советском киноэкране, а также социокультурными реалиями своего времени: объявленной «эпохой научно-технической революции», расцветом производственной драматургии, усилением идеологического контроля над кинематографом. Опираясь на идеи русской формальной школы в кинотеории (Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум), обозначившей фундаментальные проблемы изучения киножанров, а также на положения англоязычной жанровой кинотеории (genre film study), развившей идеи русских формалистов, статья преследует попытку обозначить формальные структурносемантические особенности «производственного фильма» и его кинематографическую специфику как киножанра. Наличие устойчивых способов изобразительных решений, организации пространственной и предметной среды, музыкально-звукового оформления, иконографии, значимых типов персонажей и актёрских амплуа, моделей сюжетов и общего идейно-тематического контекста, связанного с социально-экономической и индустриальной сферой жизни советского общества, позволяет говорить о собственно кинематографической специфике фильмографической общности «производственный фильм» как киножанра.

Еще

Производственный фильм, советское кино, киностудия ленфильм, русская формальная школа, жанровая кинотеория, жанровые конвенции, система образов в фильме

Короткий адрес: https://sciup.org/14951163

IDR: 14951163   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-112-120

Список литературы «Производственный фильм» как жанровый феномен отечественного кино 1970-х годов: кинематографическая специфика и формальные особенности

  • Шукшин В. От прозы к фильму//Кинопанорама. Советское кино сегодня. М.: 1975. С. 265.
  • Рабочая тема. Социально-эстетические аспекты//Фрейлих С. Беседы о советском кино. -М.: Просвещение, 1985. С. 34.
  • Тюрин Ю. «Деловой человек» на современном экране//Актуальные проблемы киноискусства: сб. научных трудов/отв. ред. Л.М. Будяк. -М.: НИИ теории и истории кино Госкино СССР, Искусство, 1977 -163 с.
  • Бауэр И. «Производственный фильм» и его герои в советском киноискусстве первой половины 70-х годов//Вопросы истории и теории кино: сб. научных трудов. Вып. 12. -М.: ВГИК, 1976. -192 с.
  • Гуревич С. Частная жизнь делового человека на материале производственного фильма//Нравственная проблематика кинематографа 70-х годов: c6. научных трудов. -Л.: Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1983. С. 20-36.
  • Шумаков С. Производственная тема в кинематографе 70-80-х годов. Социологическое исследование//Искусство кино: журнал, 1986, № 3. С. 128-136.
  • Ленинградский экран: Статьи, творч. портр., интервью/сост. И. В. Сэпман; отв. ред. Н. С. Горницкая. Л.: Искусство, 1979. -239 с.
  • Белова Л. И. Тема труда в кино. -М.: Знание, 1984. -56 с.
  • Давиденко Д. А. Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов: Автореф. дис.. канд. искусствоведения: -Москва, 2004. -24 с.
  • Altman R. A Semantic/Syntactic Approach to Film Genre//Cinema Journal, Vol. 23, No. 3 (Spring, 1984), 6-18 pp.
  • Schatz T. Hollywood Genres: Formulas, Filmmaking and the Studio System. New York: Random House, 1981. -297 p.
  • Grant B. Film Genre: From Iconography to Ideology. London and New York: Wallflower, 2007. -131 p.
  • Жанры кино/НИИ теории и истории кино Госкино СССР; Редкол.: В. И. Фомин (отв. ред.) и др. -М.: Искусство, 1979. -(Актуальные проблемы теории кино).
  • Гоомова М.И. Русская современная драматургия: учебное пособие. -М.: Флинта, 2013.
  • Товстоногов Г. А. Необычное заседание парткома//Гельман А.И. Премия. Киносценарий. -М.: Искусство, 1976.
Еще
Статья научная