Представление о человеке как в богословской мысли раннехристианских отцов восточной церкви в период II - начала IV в

Автор: Мальнов Павел Юрьевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (103), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется представление раннехристианскими отцами и учителями Восточной Церкви II - начала IV в. человека как μικρός κόσμος. Данное исследование основывается на патристической литературе указанной эпохи. В качестве основной аргументации, приводимой для описания человекоцентричности, используются следующие факты: творение человека и представление его как λογικὸν ζῶον (разумной жизни), значимость воскресения человеческого тела и представление о духе в человеческом естестве. Особое место отводится душе, ее способности становиться бессмертной благодаря простоте и динамичности ее природы. Простота и динамичность души регламентирует изменение смерти в человеке, что отражается на всем тварном мире. Выводы, к которым пришел автор в данной статье, говорят о том, что сотворенный особым образом человек является разумной жизнью, способной к перемене не только своего «я», но и всего тварного мира. Его бессмертная душа обладает особым качеством оживотворять человеческую природу, что отражается и на его теле. Способность регулировать смерть в своем естестве отображается и на всем тварном мире. Данный фактор регулирования смерти является не просто душевным потенциалом - это дух, который обитает в душе и является связующим звеном между Богом и человеком. Все это в конечном итоге позволяет говорить о человеке как центре всего мироздания, представляя его μικρός κόσμος.

Еще

Бог, человек, тварный мир, раннехристианские отцы, творение человека, разумная жизнь, бессмертие, смерть, дух, душа, тело

Короткий адрес: https://sciup.org/140296144

IDR: 140296144   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_4_48

Список литературы Представление о человеке как в богословской мысли раннехристианских отцов восточной церкви в период II - начала IV в

  • Athenagoras (1972) — Athenagoras Apol. De resurrectione // Athenagoras. Legatio and De resurrection / Ed. by W. R. Schoedel. Oxford: Clarendon Press, 1972. (Diogenes (version 4.5) is free software, © 1999-2G19 Peter Heslin, далее — Diogenes)
  • Hippolytus (1947) — Hippolytus Scr. Eccl. Commentarium in Danielem // Hippolyte. Commentaire sur Daniel / Ed. by M. Lefèvre. Paris: Cerf, 1947. (Sources chrétiennes. 14.) (Diogenes).
  • Hippolytus (1857) — S. Hippolytus Martyr. Ex libro adversus Graecos // Patrologiae cursus completus (Series Graeca): En 451 t. / Ed. par J.-P. Migne. Paris, 1857. T. 10. Col. 79б-801.
  • Justinus Martyr (1915) — Justinus Martyr Apol. Dialogus cum Tryphone // Die ältesten Apologeten / Ed. by E.J. Goodspeed. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1915. (Diogenes).
  • Tatianus (1915) — Tatianus Apol. Oratio ad Graecos // Die ältesten Apologeten / Ed. by E.J. Goodspeed. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprech, 1915. (Diogenes).
  • Афинагор Афинский (18б4) — Памятники древней христианской письменности. Т. V: Сочинение древних христианских апологетов / Введ., пер. с древнегреч., и примеч. Вл. Ло-вягинъ. M.: Катковъ и К°, 18б4. 108 с.
  • Григорий Чудотворец (199б) — Григорий Чудотворец свт. и Мефодий епископ и мученик. Творения / Ред. совет серии: свящ. А. Лобашинский, Е. А. Карманов, Г. Н. Роговой, А. И. Сидоров. M.: Паломник, 199б. б15 с.
  • Ипполит Римский (2008) — Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. СПб.: Библиополис, 2008. 400 с.
  • Ириней Лионский (2008) — Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Пер. прот. П. Преображенского, Н. И. Сагарды. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. б72 с.
  • Иустин Философ (1995) — Св. Иустин Философ и мч. Творения / Введение., пер. с древнегреч., лат. и примеч. прот. П. Преображенского. M.: Благовест, 1995. 474 с.
  • Климент Александрийский (200б) — Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется / Пер. с древнегреч, вступ. ст., комент и указатель А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 200б. 288 с.
  • Ориген (1899) — Творения Оригена. Вып. I: О началах / Пер. Н. Петрова. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1899. 50б с.
  • Платон (1993) — Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т.2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. и примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. M.: MbiCT^ 1993. 528 с.
  • Татиан Ассириец (18б3) — Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. IV: Сочинение древних христианских апологетов / Пер. с древнегреч. и примеч. прот. П. Преображенский. M.: Университетская типография, 18б3. 182 с.
  • Феофил Антиохийский (1999) — Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику // Сочинения древних христианских апологетов / Введ., пер. с древнегреч., лат. и примеч. прот. П. Преображенского. СПб.: Благовест, Алетейя, 1999. VII. 945 с.
  • Киприан Керн (199б) — Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. M.: Паломник, 199б. 524 с.
  • Кирилл Зинковский (2013) — Кирилл (Зинковский), иером. Представления о материи и теле человека в сочинениях Афинагора // ХХОАН. Философское антиковедение и классическая традиция. 2013. Т. 7. Вып. 2. С. 272-289.
  • Кирилл Зинковский (2014) — Кирилл (Зинковский), иером. Учение о материи в сакраментально-антропологическом аспекте в трудах богословов Александрийской школы, Великих Каппадакийцев и преп. Максима Исповедника. Дис. ... докт. богословия. М.; СПб., 2014. 614 с.
  • Лосев (2000) — Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ACT, 2000. 628 с.
  • Мефодий Зинковский (2014) — Мефодий (Зинковский) иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2014. 256 с.
  • Мироносицкий (1894) — Мироносицкий П.П. Афинагор. Христианский апологет II века. Казань: Типолитография Императорского Университета. 1894. 282 с.
  • Муретов (2012) — Муретов М.Д. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова / Вступ. ст. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2012. 448 с.
  • Светлов (2020) — Светлов Р.В. Аргумент от аналогии в апологии святителя Феофила Антиохийского «К Автолику» // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 3 (7). С. 8-16.
  • Светлов (2021) — Светлов Р.В. Учение Платона о человеке Revisited // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып.4. С.493-499. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-4-493-499.
  • Annas (2003) — Annas J. Plato. A very short introduction. New York: Oxford University Press, 2003.
  • Laszlo (1972) — Laszlo E. Introduction to systems philosophy; toward a new paradigm of contemporary thought. New York: Gordon and Breach, 1972.
  • Chadwick (2001) — Chadwick H. The Church in Ancient Society From Galilee to Gregory the Great. New York: Oxford University Press, 2001.
  • Radde-Gallwitz (2004) — Radde-Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplici. New York: Oxford University Press, 2009. Р. 261.
  • Russell (2004) — Russell N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. New York: Oxford University Press, 2004.
Еще
Статья научная