Понятие "складка" в творчестве М. Мерло-Понти и Ж. Делёза и его кинематографические проекции (на материале художественных фильмов В. Абдрашитова и С. Лобана)

Автор: Шульмин Игорь Александрович

Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv

Рубрика: Philosophia perennis

Статья в выпуске: 1 (35), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается понятие «складка» в его историко-философской перспективе на примере творчества М. Мерло-Понти и Ж. Делёза, подчёркивается ключевое значение «складки» для понимания трансформации философии неклассической (в данном случае феноменологии) в постнеклассическую (постструктурализм). Если в философской системе М. Мерло-Понти данное понятие работает на преодоление субъект-объектной парадигмы при сохранении категории субъекта, то в философской системе Ж. Делёза «складка» обретает категориальный статус и выступает новой формой субъективности. В качестве иллюстраций автором использованы художественные фильмы В. Абдрашитова и С. Лобана как концептуальные образы разбираемого понятия.

Еще

Складка, дискурс, история философии, феноменология, постструктурализм, ж. делез, м. мерло-понти

Короткий адрес: https://sciup.org/170175626

IDR: 170175626

Список литературы Понятие "складка" в творчестве М. Мерло-Понти и Ж. Делёза и его кинематографические проекции (на материале художественных фильмов В. Абдрашитова и С. Лобана)

  • Ажимов Ф.Е., Сабанчеев РЮ. М. Мерло-Понти и М. Хальбвакс: экзистенциальный выбор как основание исторического сознания//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. № 4. С. 98-103.
  • Ажимов Ф.Е. Эстетико-антропологическое измерение феноменологии М. Мерло-Понти//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 2. С. 81-83.
  • Бадью А. Делёз. Шум бытия. М., 2004.
  • Вдовина И.С. От первичного восприятия к миру культуры//Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999.
  • Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1997.
  • Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академический проект, 2011.
  • Делёз Ж. Что такое философия. М.: Академический проект, 2009.
  • Делёз Ж. Письмо суровому критику//Переговоры. СПб.: Наука, 2004. С. 13-25.
  • Делёз Ж. О Лейбнице//Переговоры. СПб.: Наука, 2004. С. 202-211.
  • Дьяков А.В. Философия постструктурализма во Франции. Нью-Йорк: Северный Крест, 2008.
  • Елисеева Е.А. Решение художественного пространства в отечественных игровых фильмах 70-80-х годов XX века: традиции и новаторство//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 211-216.
  • Караева К.З. Пейзаж, соц-арт и В. Абдрашитов. Полемические заметки//Вопросы культурологии. 2010. № 7. С. 115-119.
  • Кошелева З. Вадим Абдрашитов: жизнь на полигоне (интервью)//Искусство кино. 2003. № 8. . -Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2003/08/n8-article4
  • Кротков Е.А., Носова Т.В. О природе философского (метафизического) дискурса//Эпистемология и философия науки. 2009. Т. XXI. № 3. С. 41-60.
  • Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск: Логвинов, 2006.
  • Можейко М.А. Складка//Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001 . -Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/PostModern/_74.php
  • Нанси Ж.-Л. Складка мысли Делёза . -Режим доступа: http://ecdejavu.ru/d-2/Gilles_Deleuse.html
  • Подорога В.А. Складка//Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. . -Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2750.html
  • Свирский Я.И. Нелинейный мир пост-неклассической науки и творческое наследие Ж. Делёза: дисс.. д-ра филос. наук. Москва, 2004.
  • Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная Академия, 2004.
  • Ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. Систематический очерк. М.: ИНФРА-М, 2014.
  • Mogens, L., 2015. Five figures of folding: Deleuze on Leibniz’s monadological metaphysics, British Journal for the History of Philosophy, Vol. 23, no. 6, pp.1192-1213.
Еще
Статья научная