Политика татизации и ее отражение на этническом самочувствии горских евреев

Бесплатный доступ

В статье рассматривается отражение «политики татизации» на этническом самочувствии горских евреев, потому что одной из причин трансформации их этнической идентичности явилась ее реализация, которая включила горских евреев в состав татского народа. По результатам нашего исследования установлено существование в массовом сознании горских евреев отрицательной оценки «политики татизации» с мотивацией, что она была направлена на искусственное объединение горских евреев с татами-мусульманами и татами-христианами, с народами, которые чужды горским евреям по этнической культуре и вероисповеданию. Негативная характеристики «политики татизации» заметно выражена в подгруппах, имеющих высокий образовательный статус, и у старшего поколения, которые, располагая определенным жизненным опытом, а также знакомством с научной литературой, объективно оценивают результаты включения горских евреев в состав татов. Более того, в массовом сознании горских евреев имеет место жесткое обозначение этнической границы между своей этногруппой и татами с мотивацией, что они (таты-мусульмане и таты-христиане) «очень далеки» им по характеру, темпераменту, образу жизни. Ключевой в этнической идентичности является эмоциональная часть, что выразилось в чувстве гордости горских евреев принадлежностью к своей этнической общности. При этом наиболее ярко осознание своей национальной принадлежности у горских евреев проявляется сквозь призму испытываемых позитивных эмоций за достижения представителей своего народа в науке, литературе, спорте, культуре, более того, оно усиливается при нахождении в этнокультурном пространстве своего народа. Ярко выраженные эмоции не свидетельствуют о существовании в массовом сознании горских евреев противопоставления иным этническим группам, скажем больше, им характерна ассоциация с кавказскими народами - «такие же, как представители других кавказских народов». По результатам нашего исследования в общественном сознании горских евреев превалирует суждение, констатирующее существовании интолерантности в отношении их народа, что вызывает определенную тревогу, ибо является почвой ухудшения межнационального климата.

Еще

Горские евреи, политика "татиза-ции", этническая идентичность, этнический статус, социальная дистанция

Короткий адрес: https://sciup.org/149124818

IDR: 149124818   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-108-117

Список литературы Политика татизации и ее отражение на этническом самочувствии горских евреев

  • Членов М. Между Сциллой деиудаизации и Харибдой сионизма: горские евреи в ХХ веке//Диаспоры. Независимый научный журнал. -2000. -№ 3. -С. 174-197
  • Семенов И.Г. О происхождении горских евреев. -М.: Солист, 1997. -32 с.; Семенов И.Г. Основные критерии традиционной идентичности горских евреев//Психологические свойства современного исторического знания: Мат-лы II Междунар. раб. семинара по исторической психологии (8 февраля 2003 г., Краснодар)/Кубанский гос. ун-т; НИИ социальногуманитарных проблем. Междисциплинарный научный центр историко-психологических исследований. -Краснодар, 2003. -С. 281-283.
  • Колесов В., Сень Д. Недолгая история горских евреев Северо-Западного Кавказа//Диаспоры. Независимый научный журнал. -2000. -№ 3. -С. 198-210.
  • Мурзаханов Ю.И. Свадебные обряды горских евреев Северного Кавказа: традиции и инновации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 5(67). - C. 137-139; Мурзаханов Ю.И. Семейно-брачный институт у нальчикских горских евреев: традиции и современность // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 4. - С. 6668.
  • Сосунов Г.С. Еврейские памятники Восточного Кавказа/Пред. Ю.И. Мурзаханова и И.Г. Семенова. -Махачкала, 2007. -С. 180-215.
  • Назарова Е.М. К проблеме «язык или диалект» на материале разновидностей татского языка//Тез. докл. научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института истории, археологии и этнографии, а также Института языка, литературы и искусства в 1992-1993 гг. -Махачкала, 1994. -С. 120-121.
  • Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. -М.: Наука, 1979. -238 с.
  • Грюнберг А.Л., Давыдова Л.Х. Татский язык//Основы иранского языкознания: Новоиранские языки: Западная группа, прикаспийские языки. -М.: Наука, 1982. -С. 231-286.
  • Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания//Традиции в современном обществе. -М., 1981. -С. 319-321.
Еще
Статья научная