О запрете Христа на почетные звания , , , в историческом контексте

Автор: Соловьев Сергей Викторович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 6 (71), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены иудейские почетные обращения ραββί, πατηρ и καθηγητης из Мф 23:8-10 в историческом контексте в связи с запретом Иисуса Христа на них. Определены семантические значения обозначен- ных обращений и выявлены контекстуальные употребления в Священном Писании и других источниках. Предприняты попытки охарактеризовать иудейскую модель учительства в конце периода Второго Храма и рассмо- треть почетные обращения в свете полученных сведений. В этот период сложилась особая модель учительства, на формирование которой повлияло учение о двух Торах - устной и письменной. Основываясь на устной Торе, учитель мог формулировать новые правила и передавать их своим учени- кам. С течением времени некоторые правила закреплялись как «священ- ное предание», таким образом, складывались «предания старцев» в виде галахические и агадические установлений, записанные позже в Талмуде. Каждое из почетных обращений отражает определенную область авто- ритета: ραββί (учитель), διδάσκαλος (наставник) - учительный авторитет; πατηρ (отец) - авторитет священника, родоначальника либо уважаемого всеми человека; καθηγητης (наставник, вождь) - высокое положение орга- низатора или вождя. Запрет Христа своим ученикам на почетные звания можно понять как предостережение от знакомой им модели учительства, в которой титулы играли важную роль.

Еще

Почетные обращения, иудаизм, учитель, наставник, отец, тора, галаха, власть, книжники, фарисеи

Короткий адрес: https://sciup.org/140190237

IDR: 140190237

Список литературы О запрете Христа на почетные звания , , , в историческом контексте

  • Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
  • Вавилонский Талмуд. Трактат Таннаит. Издание Штейнзальца. Москва/Иерусалим, 1998.
  • Иосиф Флавий. Иудейские древности в 2 тт. М.: Ладомир, 2002.
  • Талмуд. Мишна и Тосефта. Критический перевод на русский Н. А. Переферковича в 7 т. Т. 4. Издание второе. СПб.: Сойкин, 1910.\
  • Баркли Н. Стайн. Ф. Комментарии к Евангелию от Матфея. Пособие для переводчиков Священного Писания. М., РБО. 1998. С. 634.
  • Василий (Богдашевский), еп. Деятельность Христа Спасителя от входа в Иерусалим до Пасхи Страданий//Труды Императорской Киевской Духовной Академии. Т. III.,1914.
  • Вейнберг И. Введение в ТАНАХ // Сайт истории еврейского народа / URL:htp://jhistory.nfurman.com/traditions/tanah003_2.htm (дата обращения 26.09.2016).
  • Дов-Бер Хацкелевич Талмудическая диалектика, // Лехаим, январь 2000 ШВАТ 5760 - 1 (93) / URL: htp://www.lechaim.ru/ARHIV/93/hask.htm (дата обращения 5.09.2016).
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангельская этика // Предание / URL: htps://predanie.ru/arhimandrit-iannuarij-ivliev/book/216848-evangelskaya-etika/ (дата обращения 25.08.2016).
  • Иеремиас И. Богословие Нового Завета. М.: Восточная литература, 1999.
  • Иероним Стридонский, свт. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея//Творения блаженного Иеронима Стридонского в 19 ч. Ч. 16. (Кн. 26.).Киев, 1903.
  • Иоанн Златоуст, свт. Толкование на евангелие от Матфея//Иоанн Златоуст, свт. Творения в 12 т. Т. 7. СПб., 1901.
  • Гордон Н. Еврейский Иешуа в сравнении с греческим Иисусом. Видеолекция во время лекционного тура по США, январь 2005 г. // Эсхатос / URL: htp://esxatos.com/neemiya-gordon-evreyskiy-ieshua-grecheskiy-iisus (дата обращения 5.09.2016)
  • Толкование Евангелия от Матфея и толкование Евангелия от Иоанна/Зигабен Евфимий. -СПб.: Общество свт. Василия Великого, 2000.
  • Толковая Библия, или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А. П. Лопухина в 7 т. Т. 6. Издание 4. М., 2009.
  • Фридман Д. Иисус и апостолы исполняли Закон // Сайт истории еврейского народа / URL: htp://jhist.org/code/05-106.htm (дата обращения: 17.02.2016).
  • Baker W. Te Complete Word Study Dictionary: Old Testament. Chatanooga:AMG Publishers, 2003.
Еще
Статья научная