О единстве бога и множественности лиц: комментарий к девятому вопросу трактата Фомы Аквинского "Дискуссионные вопросы о могуществе Бога"

Бесплатный доступ

В рамках схоластической тринитарной проблемы в Средние века обсуждалось природа божественного интеллекта и его операции, через которые объясняется наличие множества (ипостасей) в Едином. Фома Аквинский показывает, что несмотря на единство и простоту сущности Бога в ней можно мыслить внутренние различия. Эти различия полагаются нашим мышлением с помощью понятия отношения. Лицо (persona) обозначает соотнесенное и существующее через отношение в Троице. Мышление тварное схватывает смысл познаваемой вещи посредством внутреннего слова, интенцию. В конечном интеллекте порожденное слово отличается от самого интеллекта, а в Боге тождественна Его сущности. Поэтому Божественное Слово называется Сыном. Исхождение лиц есть акт действия первого лица. Операции интеллектуальной природы - это познание и воление. Бог схватывает в акте знания свое слово, через которое мыслит иное и самого себя, а через познание слова он переходит к любви всего и Себя. Мышление Бога всегда рефлексивно. В таком движении божественного интеллекта объясняется происхождение трех лиц Божественной Троицы.

Еще

Лицо, троица, слово, интенция, субсистенция, познание, мышление

Короткий адрес: https://sciup.org/170175655

IDR: 170175655

Список литературы О единстве бога и множественности лиц: комментарий к девятому вопросу трактата Фомы Аквинского "Дискуссионные вопросы о могуществе Бога"

  • Августин Аврелий. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан/Перевод, вступительная сттья и примечания A.A. Тащиана. Краснодар: Глагол, 2004.
  • Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1975.
  • Боэций. Против Евтихия и Нестория//Утешение философией и другие трактаты. М.: Наука, 1990.С. 172-414.
  • Вдовина Г.В. Интенциональная структура понятия в схоластике средневековья и начала Нового времени. Conceptus formalis и conceptus objectibus//Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М: Аквилон, 2015. С. 641-677.
  • Вдовина Г.В. Иоанн Капреол, комментатор Фомы Аквинского в XV веке, и его «Defensiones»//Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М: Аквилон, 2015. С. 700-711.
  • Вдовина Г.В. О понятии NOTIO и ноциональных именах в тринитарном богословии средневекового Запада//Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М: Аквилон, 2015. С.475-515.
  • Перлер Д. Теории интенциональности в Средние века. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.
  • Aertsen, J., 1996. A Medieval philosophy and the transcendentals: the case of Thomas Aquinas. Leiden: Brill.
  • Thomas Aquinas. Opera omnia . -Режим доступа: www. corpusthomisticum.org/qdp8.html
Еще
Статья научная