Наследие Волжской Булгарии и региональная идентичность: политика памяти и "изобретение" традиций

Бесплатный доступ

Объект анализа в данной статье - социальная память о региональном прошлом. Социальная память определятся с использованием конструктивистского подхода. Фокус внимания сосредоточен на особенностях конструирования региональной идентичности через общую память об историческом прошлом. Для анализа дискурсов и нарративов о региональном прошлом применен подход Я. Ассмана, предполагающий выделение двух уровней социальной памяти - культурного (все объективированные и институционализированные формы) и коммуникативного (передача образов и оценок прошлого при непосредственной интеракции индивидов). В рамках исследования социальной памяти как поля репрезентаций образов прошлого и актуализации региональной идентичности было проведено авторское социологическое исследование сферы памяти о булгарской версии прошлого Республики Татарстан. Данный кейс выбран по причине многообразия форм актуализации прошлого в рамках обращения к периоду Волжской Булгарии. Сделан вывод о том, что в общей направленности политики памяти региональных элит создание и транслирование определенного образа прошлого на основе обращения к древней истории региона позволяет сконструировать этнополитический миф о сильном предке с развитой культурой и экономикой и транслировать положительные характеристики предка на современных жителей региона и их идентичность.

Еще

Социальная память, культурная память, политика памяти, региональная идентичность, волжская булгария, республика татарстан

Короткий адрес: https://sciup.org/14952002

IDR: 14952002   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-127-132

Список литературы Наследие Волжской Булгарии и региональная идентичность: политика памяти и "изобретение" традиций

  • Нора П. Проблематика мест памяти/П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок/Франция-память. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. -С. 17-50.
  • Hobsbawm E., Ranger T. The Invention of Tradition/ed. Hobsbawm E. -Cambridge: Cambridge University Press, 2000. -320 p.
  • Хальбвакс M. Социальные рамки памяти/пер. с франц. и вступ. статья С.Н. Зенкина. -М.: Новое издательство, 2007. -348 с.
  • Fentress J., Wickham Ch. Social Memory. -Oxford: Blackwell Publishers, 1992. -245 p.
  • Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности/Пер. с нем. М.М. Сокольской. -М.: Языки славянской культуры, 2004. -368 с.
  • Олик Дж. Фигурации памяти: процессно-реляционная методология, демонстрируемая на примере Германии//Социологическое обозрение. Т.1. -М.: Центр фундаментальной социологии ГУ ВШЭ, 2012. -С. 40-74.
  • Васильев А. Мемориализация и забвение как механизмы производства культурного единства и разнообразия//Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса/Отв. ред. Д.Л. Спивак. -М.: Новый хронограф: Эйдос. -Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему, 2009. -С. 65-66.
  • Археологические памятники Татарской АССР. -Казань, 1987, с. 198-205.
  • Официальный Татарстан. История, культура, религия. -URL: http://tatarstan.ru/about/state.htm (дата обращения: 20.01.2018).
  • Шнирельман В.А. От конфессионального с этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в XX веке//Вестник Евразии. -1998. -№ 1-2. -С. 131-152.
Еще
Статья научная