Может ли теизм не быть персоналистическим?

Автор: Шохин Владимир Кириллович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 5 (94), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена совсем недавно поднятой в западной философии религии проблеме различения классического и персоналистического теизма, которую инициировал сверхконсервативный католический философ Брайан Дэвис и которая была активно подхвачена ультралиберальными теологами. В статье показывается, что в первом случае игнорируется то, что христианство является религией Откровения, а во втором имеет место стратегия демонтирования теистического мировоззрения как такового под предлогом его приспособления к современной картине мира. Доказывая то, что веками было самоочевидным, автор статьи предпринимает исторический экскурс в становление самого понятия «теизм» (начиная с конца XVII в.), демонстрируя, что «теизм» понимался как персоналистическое религиозное мировоззрение почти всеми его сторонниками и всеми без исключения противниками. Уточняется и то, что личностность теистического Бога не равнозначна антропоморфизму, так как вполне может пониматься исходя из аналогической теории языка религии.

Еще

Бог, теизм, панентеизм, откровение, метафизика, субстанциализм, антропоморфность, персонализм, томизм, постмодернизм

Короткий адрес: https://readera.org/140250812

IDR: 140250812   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2020_5_23

Список литературы Может ли теизм не быть персоналистическим?

  • Ваттимо Д. После христианства. М.: Три квадрата, 2007.
  • Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988.
  • Дрепер П. Проблема зла // Оксфордское руководство по философской теологии / Сост. Т. Флинт и М. Рей. М.: Языки славянской культуры, 2013. C. 495-524.
  • Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
  • Коначева С. А. Бог после Бога. Пути постметафизического мышления. М.: РГГУ, 2019.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М.: Культурная революция, 2012. Т. 5.
  • Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. СПб.: Школа и жизнь, 1913.
  • Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.
  • Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. М.: Нестор-история, 2018.
  • Юм Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2.
  • Bishop J., Perszyk K. Divine Action Beyond Personal Omni- God // Oxford Studies in Philosophy of Religion. Vol. 5 / Ed. by J. Kvanvig. Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 1-21.
  • The Works of the late Right Honorable Henry St. John Lord Viscount Bolingbroke. London, 1809. Vol. VI.
  • Сudworth R. The true intellectual system of the universe. The first part wherein all the reason and philosophy of atheism is confuted and its impossibility demonstrated. London, 1687.
  • Davies B. An Introduction to the Philosophy of Religion. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press, 2003.
  • Davies B. Simplicity // The Cambridge Companion to Christian Philosophical Theology / Ed. by C. Taliaferro and C. Meister. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 31-45.
  • Dierse U. Theismus // Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. X / Hrsg. von J. Ritter, K. Gründer, G. Gabriel. Basel: Scwabe, 1998. S. 1054-1059.
  • Fichte I. H. Ueber die Bedingungen eines spekulativen Theismus; in einer Beurtheilung der Vorrede Schellings zu dem Werke von Coussin: ueber franzözische und deutsche Philosophie. Elberfeld, 1835.
  • Forrest P. God without the Supernatural: A Defence of Scientific Theism. New York: Cornell University Press, 1996.
  • Frazer A. C. Philosophy of Theism being the Gifford Lectures Delivered before the University of Edinburgh in 1894-1895. First Series. New York, 1895.
  • Gale R. On the Nature and Existence of God. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
  • Hughes C. On a Complex Theory of a Simple God. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1989.
  • Müller K. Glauben - Fragen - Denken. Bd. III. Selbstbeziehung und Gottesfrage. Münster: Aschendorff, 2009.
  • Nicholls W. A Conference with a Theist Cpontaining an Answer to All the Most Usual Objections of the Infidels Against the Christian Religion. London, 1723. Vol. II.
  • Plantinga A. Does God Have a Nature? Milwaukee (WI): Marquette University Press, 1980.
  • Rowe W. The Problem of Evil and Some Varieties of Atheism // Philosophy of Religion: The Big Questions / Ed. by E. Stump and M. J. Murray. Malden: Blackwell, 1999. P. 157-164.
  • Rethinking the Concept of a Personal God. Classical Theism, Personal Theism, and Alternative Concepts of God / Ed. by T. Schärtel, C. Tapp, V. Wegener. Münster: Aschendorff, 2016.
  • Schopenhauer A. Sämmtliche Werke in fünf Bänden. Leipzig: Insel- Verlag, 1920. Bd. V.
  • Shaftesbury Earl of A. A. Characteristics. An inquiry concerning virtue, or merit. [London], 1758. Vol. II.
  • Swinburne R. The Coherence of Theism. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 1993.
  • Oeuvres complètes de Voltaitre / Ed. par L. Moland. Paris: Garnier 1877-1885. T. 20.
Еще
Статья научная