Межжанровые и межкультурные связи комедии Дж. Колмана "Ревнивая жена": от Филдинга к Дефоржу

Автор: Чеснокова Татьяна Григорьевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 1 (52), 2020 года.

Бесплатный доступ

Популярный драматург середины XVIII в. Джордж Колман Старший вошел в историю английской литературы как автор комедий «Ревнивая жена» и «Тайный брак» (в соавторстве с Д. Гарриком). И хотя ни одну из этих пьес никогда не относили к художественным шедеврам, Колман оставил в европейской драматургии XVIII в. заметный след, в первую очередь - благодаря комедии «Ревнивая жена», породившей ряд переделок и подражаний на континенте. Как показывает автор статьи, одна из причин притягательности этой пьесы для заимствований могла заключаться в том, что в ней Колман Старший удачно адаптировал для сцены сюжет знаменитого романа Г. Филдинга «История Тома Джонса», способствуя закреплению на сцене типа «добросердечного повесы», восходящего к герою книги и приобретшего особую популярность в английской комедии второй половины XVIII в. В литературе этого времени «Ревнивая жена» открывает целую серию драматических адаптаций романа (преимущественно зарубежных), часть которых, весьма вероятно, вдохновил пример Колмана. Другая причина популярности пьесы могла состоять в растущем внимании публики к семейной теме, получившей оригинальное преломление во второй сюжетной линии комедии и обнаружившей привлекательность для драматургов разных направлений - от рококо до сентиментализма. Трансформация характеров и сюжета «Тома Джонса» в «Ревнивой жене», обусловленная их приспособлением к жанровым канонам английской комедии нравов, дополнилась во французских переводах и переделках комедии Колмана (М.-Ж. Риккобони и П.Ж.-Б. Дефоржа) изменениями, определяемыми влиянием местных культурных и сценических норм, а также тенденцией к сентиментализации образов и мотивов, сопровождающей переход от гротескного юмористического комизма к редуцированному комизму сентиментальной драмы.

Еще

«веселая» и сентиментальная комедия, литературные влияния и взаимодействия, жанр, мотив, структура, Дж. Колман Старший, Г. Фил-динг, М.-Ж. Риккобони, П.Ж.-Б. Дефорж

Короткий адрес: https://readera.org/149127412

IDR: 149127412   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00016

Список литературы Межжанровые и межкультурные связи комедии Дж. Колмана "Ревнивая жена": от Филдинга к Дефоржу

  • Аникеева Н.А. Поэтика «комических эпопей» Генри Филдинга: дис. ... к. филол. н.: 10.01.03. Балашов, 2006.
  • Боровлева М.Ю. Концепт «провинция» в английской комедии нравов XVIII века (Дж. Фаркер, Дж. Аддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит, Р.Б. Шеридан): дис. ... к. филол. н.: 10.01.03. М., 2007.
  • Ватченко С.А. Художественное время и пространство в «Томе Джонсе» Г. Филдинга (об отдельных аспектах темы) // XVIII век: мужское / женское в культуре эпохи. М., 2008. C. 297-302.
  • История английской литературы: в 3 т. Т. 1. Вып. 2. М.; Л., 1945.
  • Кагарлицкий Ю.И. Литература и театр Англии XVIII-XX вв.: авторы, сюжеты, персонажи. М., 2006.
  • Кожевников М.В. «Плачущая муза»: английская сентиментальная комедия в системе драматических жанров. Магнитогорск, 2001.
  • Кожевников М. В. Система жанров в творчестве Джозефа Аддисона: авто-реф. дис. ... к. филол. н.: 10.01.05. М., 1991.
  • Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. М., 1996.
  • Потницева Т.Н. «Школа скандала» Р. Шеридана: Art for art's sake // Другой XVIII век. М., 2002. С. 111-149.
  • Чеснокова Т.Г. Мотив «супружеской войны» в английской комедии от Шекспира до Шеридана // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Филологическое образование. 2013. № 1 (10). С. 83-90.
  • Чеснокова Т.Г. «Ревнивая жена» Дж. Колмана Старшего: драматургическая обработка «Истории Тома Джонса» и ее место в истории английской «веселой» комедии // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2018. № 4. С. 117-133.
  • Auburn M.S. Sheridan's Comedies: Their Contexts and Achievements. Lincoln; London, 1977.
  • Bevis R. The Laughing Tradition. Stage Comedy in Garrick's Day. Athens, 1980.
  • Bernbaum E. The Drama of Sensibility. A Sketch of the History of English Sentimental Comedy and Domestic Tragedy, 1696-1780. Gloucester (Mass.), 1958.
  • British Dramatists from Dryden to Sheridan. Carbondale, 1976.
  • Colman G. The Jealous Wife. Dublin, [1761].
  • Colman G. The Jealous Wife / With the Remarks by W.H. London, 1818.
  • Cox J.E. The Rise of Sentimental Comedy. Norwood (Pen.), 1976.
  • Desforges [P.J.-B.] La Femme Jalouse. Paris; Buxelles, 1785.
  • Desforges [P. J.-B.] Tom Jones à Londres. Paris, [1782].
  • Desforges [P. J.-B.] Tom Jones et Fellamar, suite de Tom Jones à Londres. Paris, 1788.
  • Fielding H. The History of Tom Jones. Harmondsworth; New York, 1977.
  • Gaffe F. Le Drame en France au XVIIIe siècle. Paris, 1910.
  • Garrick D., Colman the Elder G. Plays. Cambridge, 1982.
  • Green F.C. Minuet. A Critical Survey of French and English Literary Ideas in the Eighteenth Century. London, 1939.
  • Loftis J. Sheridan and the Drama of Georgian England. Oxford, 1976.
  • Milhous J. Thomas Betterton's Playwrighting // Bulletin of the New York Public Library. 1973-1974. Vol. 77. № 4. P. 375-392.
  • Nicoll A. A History of English Drama, 1660-1900: in 3 vols. Cambridge, 1955.
  • Page E.R. George Colman, the Elder: Essayist, Dramatist, and Theatrical Manager, 1732-1794. New York, 1935.
  • Pieretti M.-P. Marie-Jeanne Riccoboni, critique du roman français à travers sa correspondance, ses traductions, et son écriture de romancière // Discours critique sur le roman. 1670-1850. Mont Saint Aignan, 2010. P. 133-145.
  • Poinsinet A.A.H. Tom Jones, comédie lyrique, en trois actes. Paris, 1784.
  • Price L.M. The Works of Fielding on the German Stage, 1762-1801 // The Journal of English and Germanic Philology. 1942. Vol. 41. № 3. P. 257-278.
  • Riccoboni [M.-J.] Oeuvres completes. Vol. 6. Paris, 1818.
  • Roy R.G. French Stage Adaptations of Tom Jones // Revue de Littérature Comparée. 1970. Vol. 44. № 1. P. 82-94.
  • Rundus R.J. Tom Jones in Adaptation: A Chronology and Criticism // Bulletin of the New York Public Library. 1973-1974. Vol. 77. № 3. P. 329-341.
  • Sherbo A. English Sentimental Drama. East Lansing (Mich.), 1957.
  • The Spectator: in 4 vols. Vol. II. 1854. № 153-321.
Еще
Статья научная