Место женщины в картине мира Эдварда Мунка -на основе его текстов

Автор: Данова Мария Ярославовна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Языкознание

Статья в выпуске: 6 (175), 2018 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается место женщины в идиовселенной Эдварда Мунка, где ей уделяется совершенно особая роль посредницы между мирами - в ней соединяются жизнь и смерть, хаос и космос. Эту вселенную мы можем изучать не только по визуальным произведениям художника, но и на основе его обширного письменного наследия. Актуальность рассмотрения творчества Мунка как писателя с идиостилистической и концептуальной точек зрения вызвана тем, что ранее эта тема в русскоязычных исследованиях не затрагивалась. В корпусе текстов художника опорные концепты выделяются как с помощью индуктивного, так и с помощью дедуктивного методов - от языкового материала к концепту или, наоборот, от концепта к языковому материалу, например, концепты свободной любви, амбивалентности женщины. Изучая мировоззрение Мунка на основе его текстов, можно сделать выводы не только о его индивидуальной картине мира, но и о концептах, определявших содержание периода fin-de-siècle в европейском искусстве, который во многом повлиял на мировоззрение художника. Однако имело место и обратное влияние: как сильная языковая личность, Мунк и сам играл важную роль в формировании культурного тезауруса эпохи, для которой был характерен взгляд на женщину как на загадочное, амбивалентное существо, существующее между цивилизацией и культурой.

Еще

Идиостиль, идиотезаурус, картина мира, концепт, семантическое поле, эдвард мунк, языковая личность

Короткий адрес: https://sciup.org/147226329

IDR: 147226329

Список литературы Место женщины в картине мира Эдварда Мунка -на основе его текстов

  • Волков В. В. Основы филологии. Антропоцентризм, языковая личность и прагмастилистика текста: Курс лекций. Тверь: Издатель Кондратьев А. Н., 2013. 147 с.
  • Зиновьева Е. И. Понятие «концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования//Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. № 10. Сер. 2. Вып. 2. С. 35-44.
  • Иванова Е. В. Об определении понятия «концепт» в современной лингвистике//XXXV Международная филологическая конференция/Филологический факультет СПбГУ СПб., 2006. Вып. 2. Лексикология и фразеология (романо-германский цикл). Ч. 1. С. 36-40.
  • Иванцова Е. В. Лингвоперсонология: основы теории языковой личности: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010. 158 с.
  • Кравченко А. В. От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя познавательные установки языкознания. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2013. 388 с.
  • Тарасова И. А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте: Монография. М.: ФЛИНТА, 2012. 196 с.
  • Четверикова О. В. Авторское мировидение и смысловое поле художественного текста: Монография. Армавир: АГПУ, 2009. 196 с.
  • Gerner Cornelia. Die "Madonna" in Edvard Munchs Werk. Frauenbilder und Frauenbild im ausgehenden 19. Jahrhundert. Kölner Studien zur Literatur-, Kunst-und Theaterwissenschaft. Morsbach: Knut Brynhildsvoll, 1993. 312 s.
  • Graen Monika. Das Dreifrauenthema bei Edvard Munch. Europäische Hochschulschriften. Bd. 48. Reihe XXVIII. Kunstgeschichte. Frankfurt am Main, Bern, NY: Peter Lang, 1985. 319 s.
  • H0if0dt Frank. Munken og Det tomme kors. Edvard Munch og kristendommen. Kunst & Kultur. 2010. No 2. S. 114-123.
  • Nome Paul. Kunst som ‘Krystallisasjon'. En studie i Edvard Munchs notater om hans tro, livssyn og kunstforstâelse, rela-tert til hans bilder. Doktoravhandling. Oslo, 2000. 288 s.
  • Oftedahl Sofie. Monism and Synaesthesia: Two metaphysical concepts in the Art of Edvard Munch. Thesis in the History of Art. Oslo: UiO, 2007. 104 s.
Еще
Статья научная