Механизмы контроля социально-психологической напряженности в сообществах старообрядцев Белокриницкого согласия (по материалам Западной Сибири)

Автор: Майничева А.Ю., Рыговский Д.С.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: XX, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются традиционные механизмы контроля социально-психологической напряженности, основой которых является набор правил, регулирующих взаимоотношения членов группы или межгрупповые отношения, базирующиеся на комплексе обычаев. Закрепление в культуре той или иной модели поведения, позволяющей найти выход из конфликтной ситуации или ее избежать, связано с выработкой неких этикетных форм: словесных формул, жестов примирения, церемониалов и пр. Старообрядческая культура выработала собственный «идеал общежительства», согласно которому членам общины предписывается соблюдение определенных норм поведения, иногда именуемым «внешним благочестием». Эти и другие проблемы обсуждаются на общинных и епархиальных собраниях. В ряде случаев примирение достигается за счет вмешательства совета общины, священника или епископа.

Еще

Белокриницкое согласие, старообрядчество, механизмы контроля социальной напряженности, конфликты, примирение

Короткий адрес: https://sciup.org/14522150

IDR: 14522150

Список литературы Механизмы контроля социально-психологической напряженности в сообществах старообрядцев Белокриницкого согласия (по материалам Западной Сибири)

  • Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. -М.: Научный мир, 2006. -276 с.
  • Деловой визит//Сибирский старообрядец. -2003. -№ 13 (34). -С. 4.
  • Дынникова И.В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала 20 века. -М.: Индрик, 2009. -440 с.
  • Евгений. О церковном пении//Сибирский старообрядец. -2002. -№ 11 (32). -С. 6.
  • Красноярский поселок Томской губернии//Церковь. -1914. -№ 9. -С. 220.
  • Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). -СПб.: Амфора, 2001. -349 с.
  • Олех Г.Л. Из жизни Новониколаевской старообрядческой общины 1907-1911 гг.: по материалам личного архива председателя Совета общины купца К.А. Полякова//Страницы истории Новосибирской области: люди, события, культура. -М., 1995. -С. 179-182.
  • Островский А.Б. Старообрядцы и православные в русском сельском социуме. Вторая половина XIX-XX век: формы общения; Ритуальная специфика: этнографические очерки. -СПб.: Нестор-История, 2011. -277 с.
  • Письма читателей//Сибирский старообрядец. -2003. -№ 13 (34). -С. 6.
  • Поселок Красноярский Барнаульского уезда Томской губернии//Церковь. -1914. -№ 27. -С. 654.
  • Старухин Н.А. К проблеме формирования региональных старообрядческих центров: история новониколаевской белокриницкой общины в переписке старообрядческих деятелей//Актуальные вопросы истории Сибири 18-21 вв.: тематич. сб. науч. тр. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. -Вып. 3. -С. 103-109.
Еще
Статья научная