Культурный статус музыки в контексте европейской традиции как элемент содержания музыковедческой подготовки педагога-музыканта

Бесплатный доступ

Будущий преподаватель игры на музыкальных инструментах, наряду с владением технологией исполнительства, знанием теории и методики обучения игре на них, должен также иметь развернутое и осознанное представ- ление о культурном статусе музыки. Это становится возможным, прежде всего, в процессе освоения музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин и необходимо для воспитания интерпретационной культуры музыкантов-педагогов всех специальностей. Статус музыки в культуре определяется в первую очередь теми качествами, которые ей приписываются в ту или иную эпоху как особому виду искусства. Он в значительной мере зависит от полноты и глубины воплощения средствами музыки «духа времени», то есть ценностных установок, обусловленных культурной картиной мира определенного этноса в определенный период его бытия. Поэтому анализ культурного статуса музыки предполагает исследование не только его конкретноисторических форм, отраженных и закрепленных в специальных текстах, но также требует выраженного полифункционального подхода. С художественно-эстетической рефлексией музыки тесно связан ее профессионально-музыковедческий анализ, который проясняет конкретные вопросы ее исторического бытия, основные закономерности музыкального творчества, особенности музыкального мышления и восприятия, психолого-педагогические аспекты исполнительского искусства. В данной статье предлагается анализ онтологиче- ского и культурного статуса музыки в контексте европейской культурной традиции. Анализ осуществлялся с использованием сравнительно-исторического, герменевтического методов на основе современных культурологических представлений о сущности и природе музыки.

Еще

Музыка, европейская культурная традиция, культурный статус музыки, онтология, музыкальный язык, мелодия

Короткий адрес: https://sciup.org/14951591

IDR: 14951591   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-152-155

Список литературы Культурный статус музыки в контексте европейской традиции как элемент содержания музыковедческой подготовки педагога-музыканта

  • Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2/Акад. Б.В. Асафьев (Игорь Глебов)/Ред., вступ. статья и коммент. Е.М. Орловой. -Ленинград: Музгиз (Ленингр. отд-ние), 1963. -378 с.
  • Холопова В.Н. Феномен музыки/В.Н. Холопова. -М.: Директ-Медиа, 2014. -384 с.
  • Холопова В.Н. Междисциплинарные акценты общей теории музыки/В.Н. Холопова//Научный вестник Московской консерватории. -2011. -№ 2. -С. 42-47.
  • Каган М.С. Эстетика как философская наука/Каган М.С./Университетский курс лекций. -СПб.: Петрополис, 1997. -С. 544.
  • Каган М.С. Социальные функции искусства/М.С. Каган. -Ленинград: Знание, 1978.
  • Сохор А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки/А.Н. Сохор/Вопросы социологии и эстетики музыки. В 3-х т. -Т.3. -Ленинград, 1983.
  • Сокорский М.А. Культура постмодерна. -Новосибирск, 2004. -С. 219.
  • Хайдегер М. Время и бытие. -М., 1993. -С. 21.
  • Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. -М.-Л., 1959. -С. 254-255.
  • Музыка в контексте культурной картины мира-http://dslib.net
  • Музыка в контексте культурной картины мира. Теория и история культуры-http://cheloveknauka.com
Статья научная