Культурный смысл джаза в свете концепции Теодора Адорно

Автор: Русанова Екатерина Сергеевна

Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 3 (20), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются закономерности развития одного из важных музыкальных направлений XX-XXI веков в аспекте социально-культурных и социально-философских характеристик. Анализ ведется с учетом российских и западных (европейских и американских) тенденций и оценок. В статье учитывается методология позиции Т. Адорно, его политические и музыковедческие позиции. Уделяется внимание механизмам развития духовной культуры в постиндустриальном обществе. Обосновывается гипотеза и развивается мысль о большом потенциале джаза как продуктивной формы развития и совершенствования культуры. Музыкальные тренды середины XX века продемонстрировали кардинальные трансформации джаза и рок-музыки под влиянием коммерциализации, требовавшей упрощения образного строя и языка, активного использования технических достижений и медиации музыкального пространства. Трансформация музыки и музыкального пространства способствовали перестройке бытия и сознания социума, которые в свою очередь повлияли на изменение музыкальной эстетики, сделали ее консьюмеристской.

Еще

Культура, музыка, джаз, культурный смысл джаза

Короткий адрес: https://sciup.org/147236126

IDR: 147236126   |   DOI: 10.15393/j12.art.2021.3764

Список литературы Культурный смысл джаза в свете концепции Теодора Адорно

  • Адорно, Т. В. Избранное. Социология музыки. Университетская книга, 2014. – С. 35.
  • Бюргер, П. Теория авангарда. VAC-press, 2014. – 196 с.
  • Бухло, Б. Неоавангард и культурная индустрия. Статьи о европейском и американском искусстве 1955–1975 годов. VAC-press, 2016. 715 с.
  • Гилен, П. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфор- дизм. VAC-press, 2015. – 287 с.
  • Корнев, П. К. Джаз в культурном пространстве ХХ века / Автореферат кандидатской диссертации. 24.00.02, кандидат культурологии. Санкт-Петербург, 2009. – 22 с.
  • Левайн М. Теория джаза / Пер. Н. В. Юговой. – М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. – 331 c.
  • Лоуренс В. Левин. Джаз и американская культура // Журнал американского фольклора. Vol. 102.№. 403, январь-март 1989, стр. 6-22.
  • Полищук, А.Э. Третье течение и прогрессив в эволюции джаза / Автореферат кандидатской диссертации. 17.00.02 – Музыкальное искусство. Ростов-на -Дону, 2019. – 29 с.
  • Ушаков, К. А. Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре. Автореферат кандидатской диссертации. 24.00.02 - Культурология. Кемерово, 2000.
  • Храмов, В. Б. Интерпретация музыки. Саарбрюккен, 2017.
  • Чугунов Ю. Гармония в джазе: Учебное пособие. – М.: Современная музыка, 2003. – 176 с.
  • Шак, Ф. М. Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в. Автореферат докторской диссертации. 17.00.02 – Музыкальное искусство. Ростов-на -Дону, 2018. – 49 с.
  • Шак, Ф. М. Джаз как социокультурный феномен. Автореферат кандидатской диссертации. 17.00.02 – Музыкальное искусство. Ростов-на -Дону, 2008. 21 с.
  • Adorno, Т. W. Essays on music, University of California, 2002. – P. 496-501.
  • Radano, R.M. Antony Braxton`s Сultural Сritique. The University of Chicago Press, 1993. – 315 p.
  • Watson, B. Derek Bailey and the Story of Free Improvisation. Verso, 2014. – 459 p.
Еще
Статья научная