Когда писание и предание стали священными? К истории терминологии отечественного богословия

Автор: Артмкин Дмитрий Николаевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается история становления терминов «Священное Писание» и «Священное Предание» в богословской традиции Русской Церкви. В результате предпринятого обзора источников установлена периодизация истории рассматриваемых терминов, а также показана их зависимость от тенденций в изложении учения об источниках Откровения в русском академическом богословии.

Источники откровения, принцип sola scriptura, священное писание, sacra scriptura, божественные писания, священное предание, предание церкви

Короткий адрес: https://sciup.org/140290141

IDR: 140290141   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_50

Список литературы Когда писание и предание стали священными? К истории терминологии отечественного богословия

  • Антоний Амфитеатров (1862) — Антоний (Амфитеатров), архиеп. Догматическое богословие Православной кафолической восточной Церкви: С присовокуплением общего введения в курс богословских наук. СПб.: Типография Александра Якобсона, 1862.
  • Арсений Троепольский (1821) — Арсений (Троепольский), иером. Записки богословские, по руководству догматико-полемической богословии Иринея Фальковского Записки бого-словския, по руководству догматико-полемической богословии, сочиненной ординарным профессором богословия в академии Киевской, и архимандритом Иринеем Фальковским. Писаны 1821 года, сентября с 6 числа студентом Валентином Троепольским. [Б. м.]. РГБ. OR Ф. 7. № 82.
  • Досифей Топорков (1911) — Досифей (Топорков), инок. Хронограф редакции 1512 года // Полное собрание русских летописей. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1.
  • Зиновий Отенский (1863) — Зиновий Отенский, прп. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань: Университетская типография, 1863.
  • Иосиф Волоцкий (1896) — Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Казань: Типо-литография имп. университета, 1896.
  • Ириней Фальковский (1802) — [Ириней (Фальковский), еп.]. Christianae, Orthodoxae, Dohmatico-polemicae Theologiae... Compendium. СПб., 1802.
  • Кириллова книга (1644) — Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иеросалимского, на осьмый век. М., 1644.
  • Книга о вере (1912) — Книга о вере единой истинной православной. М.: Типография П.П. Рябушинского, 1912.
  • Лаврентий Зизаний (1878) — Лаврентий Зизаний. Большой катехизис. М., 1878.
  • Лихуды (1866) — Иоанникий (Лихуд), Софроний (Лихуд). Мечец духовный: Памятник русской духовной письменности XVII века. Казань: Университетская типография, 1866.
  • Макарий Булгаков (1913) — Макарий (Булгаков), митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. М.: Синодальная типография, 1913. Т. 1.
  • Максим Грек (1910) — Максим Грек, прп. Сочинения в русском переводе. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1910.
  • Нил Сорский (1912) — Нил Сорский, прп. Предание и устав. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1912.
  • Петр Могила (1696) — Петр (Могила), митр. Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. М., 1696.
  • Петр Могила (1900) — Петр (Могила), митр. Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. М.: Синодальная типография, 1900.
  • Платон Левшин (1765) — Платон (Левшин), митр. Православное учение, Или сокращенная христианская богословия. СПб.: Имп. Академия наук, 1765.
  • Платон Левшин (1781) — Платон (Левшин), митр. Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе. СПб., 1781.
  • Стефан Яворский (1729) — Стефан (Яворский), митр. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. СПб.: Синодальная типография, 1729.
  • Феофилакт Горский (1773) — Феофилакт (Горский), еп. Догматы христианския православныя веры в богословском учении. М., 1773.
  • Филарет Дроздов (1824) — Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский кати-хизис, Православныя кафолическия восточныя греко-российския Церкви. М., 1824.
  • Ювеналий Медведский (1806) — Ювеналий (Медведский), иером. Христианская богословия для желающих в благочестии вышшаго успеха. М., 1806.
  • Euthymius Zigabenus — Euthymius Zigabenus. Panoplia dogmatica // PG. 130. Col. 20-1360.
  • Feofan Prokopovic (1773) — Feofan Prokopovic. Christiana Orthodoxa theologia: In Academia Kiowiensi a Theophane Prokopowicz, ejusdem Academiae rectore, postea archiepiscopo Novogrodensi, adornata et proposita. Regiomonti: Kanter, 1773. T. 1.
  • Gregorius Palamas — Gregorius Palamas. Triades pro hesychastis // Défense des Saints Hésychastes / Ed. J. Meyendorff. Louvain, 1973; рус. пер.: Григорий Палама, св. Триады в защиту священнобезмолствующих / Пер. с греч. В. В. Бибихин. М., 1995.
  • Ioannes Damascenus — Ioannes Damascenus. Expositio fidei orthodoxae // Die Schriften des Johannes von Damaskos / Hrsg. B. Kotter. B., 1973. Bd. 2. (PTS; 12); рус. пер.: Иоанн Да-маскин, прп. Точное изложение православной веры // Источник знания / Пер. и коммент: Д. Е. Афиногенов, А. А. Бронзов и др. М.: Индрик, 2GG2. С. 15б-337.
  • Symeon Thessalonicensis — Symeon Thessalonicensis. Dialogus contra omnes haeresis // PG. 155. Col. 33-17б.
  • Корсунский (1883) — Корсунский И.Н Филарет, митр. Московский в своих катехизисах. М., 1883.
  • Савельева (2G14) — Савельева Н. В. Книга о вере // Православная энциклопедия. М., 2G14. T. Зб. C. 8G-84.
  • Сухова (2GG9) — Сухова Н.Ю. Священное Писание и Предание в экклесиологии святителя Филарета (Дроздова) // XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2GG9. Т. 1. C. 1G5-11G.
  • Тареев (1918) — ТареевМ.М. Памяти великого святителя: Митрополит Филарет как богослов // Богословский вестник. 1918. № 1/2. C. 54-98.
  • Филевский (19G2) — Филевский И., свящ. Учение Православной Церкви о Священном Предании: Апологетическое исследование. Харьков: Печатное дело, 19G2.
Еще
Статья научная