К вопросу о влиянии пиетизма на формирование трансцедентального поворота в "критической" философии И. Канта

Бесплатный доступ

В данной статье автор придерживается концепции «антропологических поворотов», подразумевая, что западноевропейская мысль изменяла траекторию своих интересов с метафизики общего на метафизику частного. Под первым направлением мысли понимается интенция в рамках философии заниматься вопросами бытия, космоса, Бога. Второе высвечивает интерес, связанный с вопросами человеческого бытия в отрыве от объективного существования мира. В данном контексте рассматриваются антропоцентрические интенции в западноевропейской мысли. Автором акцентируется внимание на проблеме субъекта в пиетизме, а также его влияние на формирование трансцедентального поворота в «критической» философии И. Канта. Относительно пиетизма, автор поднимает вопрос, касающийся гносеологической проблематики, поднятой Ф.Я. Шпенером с одной стороны, а с другой исследует категорию долга в этике пиетистского направления, в частности, рассматриваемая И. Арндтом. Посредством «каузального» анализа предпринимается попытка реконструкции исторического влияния пиетизма на развитие западноевропейской мысли на конкретном примере. На этом основании автор предполагает, что философия И. Канта является результатом повсеместного влияния пиетизма. Базируясь на этом предположении, предпринимается попытка реконструирования социокультурных реалий того времени с выдвижением идеи о том, что трансцедентальный поворот в философии И. Канта, а также формирование собственного этического учения являются рецепцией некоторых идей пиетизма в соответствии с идеалами Просвещения.

Еще

Пиетизм, ф.я. шпенер, и. кант, антропологический поворот, антропоцентризм, метафизика, гносеология, этика

Короткий адрес: https://sciup.org/147230458

IDR: 147230458

Список литературы К вопросу о влиянии пиетизма на формирование трансцедентального поворота в "критической" философии И. Канта

  • Лепехин В.А. Антропологический переворот. Поворот, разворот или все-таки переворот? // Философские науки. 2016. № 4. С. 149-152.
  • Савчук В.В. Метафора поворота в философии // Философские науки. 2010. № 10. С. 135-150.
  • Брахман-медик Д. Культурные повороты по следам «антропологического»: некоторые замечания // Новое литературное обозрение. 2013. № 4. С. 35-36.
  • Дмитриева Н.А. Человек и история: к вопросу об «антропологическом повороте» в русском неокантианстве // Этика и история философиия: материалы Междунар. науч. конференции. Тамбов, 2011. С. 22-41.
  • Тайсина Э.А., Халитов Т.Н. Истоки философско-антропологического поворота в гносеологии Брентано // Вестник бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 74-77.
  • ЖучковВ.А. Из истории немецкой философии XVIII в.: пред-классический период. М.: ИФ РАН, 1996. 260 с.
  • Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. вторая: Философия XV-XIX вв. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996. 557 с.
  • Гильманов В.Х. Донелайтис и Кант: к вопросу о герменевтике выживания в эпоху «тайны беззакония» // Кантовский сборник. 2015. № 4. С. 34-51.
  • Еремеева Н.В. Просвещение и пиетизм: к истории трансформации нравственных требований протестантизма // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17, № 1. С. 214-222.
  • Кант И. Критика чистого разума. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 655 с.
  • Spener Ph.J. Pia Desideria. Charleston, SC: Nabu Press, 2012. 234 p.
  • Арндт И. Об истинном христианстве / пер. с нем. под ред. игумена Петра (Мещеринова). М.: Эксмо, 2016. 1008 с.
  • Вебер М. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / пер с нем. М.И. Левина. М.: Рос. полит.энциклопедия (РОССПЭН), 2006. 656 с.
  • Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов / вступ. ст. Я.А. Слинина. СПб.: Наука, 1995. 528 с.
Еще
Статья научная