Социальные и гуманитарные науки: теория и практика

О журнале:

Данное издание выходит с 2017 года один раз в год при поддержке философско-социологического факультета ПГНИУ.


В научном рецензируемом журнале «Социальные и гуманитарные науки: теория и практика» в соответствующих рубриках публикуются статьи ученых – специалистов в области Философии, Психологии, Социологии, Организации работы с молодежью, Искусствоведения и культурологии на русском и английском языках. Статьи могут иметь как теоретический, так и прикладной характер. Журнал выходит раз в год в четвертом квартале и размещается как официальное электронное издание на CD-ROM дисках. Издание включено в электронную систему Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Учредители:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

IDR (ID Readera):
journal-1471383
ISSN:
Печатный 2587-9987. Электронный 2686-9691.

Статьи журнала

Категория семантического хронотопа и сущность произведения искусства

Категория семантического хронотопа и сущность произведения искусства

Политов А.В.

Статья научная

Культура и ее высшее выражение - искусство - структурируется как семантическая пространственно-временная система, хронотоп. Искусственно созданное сущее принадлежит культуре, входит в ее смысловое пространство. Культурное пространство воспринимается как горизонт человеческой культуры, база данных, архив, накопленный человечеством, традиция, в которой существует цивилизация. Значение культурного пространства - хронотопа - заключается в том, что оно формирует среду человеческого мира и одновременно, посредством художественного выражения в искусстве, противостоит повседневности наличного бытия. В настоящей работе впервые в философской науке вводятся категории семантического хронотопа и материального хронотопа, различаются макро и микроуровни их онтологической организации, сущностное содержание и значение.

Бесплатно

Проблема смысла жизни в философии и искусстве

Проблема смысла жизни в философии и искусстве

Сухова А.И.

Статья научная

В статье рассматриваются философский и художественный аспекты вечной проблемы смысла жизни, специфика философского и эстетического отражения реальности. Различные аспекты кризиса современной цивилизации представлены как следствие вырождения буржуазного способа производства общественной жизни, как следствие фундаментального кризиса идентичности. Раскрывается логика развития проблематики смысла жизни в истории философии, завершающейся философским постмодернизмом. Классическая дихотомия Гамлета и Дон Кихота берется за основу репрезентации художественного осмысления проблемы.

Бесплатно

Julia Kristeva and the language of love in Slovenian children's literature

Julia Kristeva and the language of love in Slovenian children's literature

Blazic M.M.

Статья научная

In her book Tales of Love (1987), Julia Kristeva analyses the concept of love. She labels her text as «a philosophy of love» and defines love as infinite quests for rebirth through the experience of love. According to Kriste-va, love is explicitly a hymn to the narcissistic power to which «I» may sacrifice itself. Her rhetorical question is whether we all speak of the same thing when we speak about love. Kristeva states that in the rapture of loving the limits of one's own identity vanish; at the same time, the lines between reference and meaning begin to blur in love's discourse. Love is the intense sign of truth and eternity. The subject discovers the confines of its condition and the powerlessness of language. Kristeva concludes that love is the time and space in which «I» assumes the right to be extraordinary. The characteristics of love are: 1) Expectancy: the subject becomes painfully sensitive to its incompleteness that it was not aware of before. 2) The call: the body responds to the symptoms or emotions. 3) The meeting: the mixture of pleasure, hope and promise represents a perfect future. The experience of love is: 1) Symbolic (forbidden, distinguishable, thinkable); 2) Imaginary (what the Self imagines in order to sustain and expand itself); 3) Real (an impossible domain, where affects desire everything and no one accounts for the fact that the self is only a part of the whole). In this article, Julia Kristeva's theoretical framework of love will be applied to the following three Slovenian authors of children's books that are in the curriculum at Slovene primary schools and the fact they wrote about love and they use language (metaphors) of love according to Kristeva: F. Preseren: This study aims to explore comprehensively and in depth the notion of love in A Wreath of Sonnets and in concrete textual contexts. The study is based on elements expressed rationally as well as on elements based on an analysis of the context (expectation, call, encounter).

Бесплатно

К проблеме соотношения "культурной" и "исторической" памяти

К проблеме соотношения "культурной" и "исторической" памяти

Аликин П.С., Мухина А.Л.

Статья научная

В статье рассмотрен феномен памяти - один из важнейших объектов культурологических исследований XX в. Применительно к переживанию прошлого раскрывается связь явлений «истории» и «культуры». Авторы анализируют относительно новые понятия «культурная память» и «историческая память» в сопоставлении с традиционными терминами «коллективная память» и «социальная память». Обосновывается тезис о том, что память имеет как историческую, так и «культурную» стороны, что особенно важно в условиях современного междисциплинарного синтеза наук.

Бесплатно

How the ethics for the present age is possible

How the ethics for the present age is possible

Ule A.

Статья научная

The subject of this paper is how one is to act in the present age, when there are no solid grounds left for moral reflections and choices. I am referring here to Kierkegaard's reflections on the «Present Age» that for Kierkegaard is essentially different from the «Age of Revolution». Particularly important is Kierkegaard's criticism of the media as the main supporters of the universal «levelling» of people, that is, making them neglect their of character and true virtuosity, and the public as engaging in generalized envy. This criticism can be transferred to the modern age of digital media. We need to find a different angle to approach the problems that would reach b e-yond subjectivism, objectivism and inter-subjectivism in this context. In this paper I propose the opening of the individual to inter-beingness; that is, the relational conception of an individual's existence. This involves becoming aware of the sensorily present and spiritual co-belongingness that encourages active compassion and love.

Бесплатно

Буквы и бренды: алфавит общества потребления

Буквы и бренды: алфавит общества потребления

Бацуев Р.Б., Жуланов Р.В.

Статья научная

Статья посвящена узнаваемости брендов в современном обществе, обществе потребления. Авторы решили проверить, насколько сильно бренды проникли в сознание людей. Гипотеза исследования: узнаваем ли бренд по одной букве. Для проведения исследования был разработан так называемый «метод Коуди», созданный на основе работы «American alphabet» американской художницы Хайди Коуди. Гипотеза исследования была подтверждена. Средний процент узнаваемости брендов составил 73,2 %. На основе проведенного исследования авторы сделали вывод, что бренды достаточно прочно вошли в сознание современных людей.

Бесплатно

Еще статьи журнала...

Журнал