Эволюция трансцендентальной философии в феноменологии: переход от «конструкции» к «дескрипции»

Автор: Перцев Алексей Сергеевич

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Образование и педагогические науки

Статья в выпуске: 5-1 т.7, 2015 года.

Бесплатный доступ

На рубеже XIX-XX вв. два наиболее значительных направления трансцендентальной философии - неокантианство и феноменология - сформулировали внешне близкие друг другу проекты философии, основывавшиеся на диаметрально противоположных основаниях. Если неокантианство искало область компетенции философии в построении универсальной системы знания, условно называемой теорией познания, то феноменология пошла дальше: она сформировала новый язык и новый предметный универсум, в рамках которого любое секулярное научное знание получало свое новое место и значение. Новый язык, предлагаемый Гуссерлем в «Идеях» и «Картезианских размышлениях», содержит термины и категории, не имеющие аналогов в неокантианстве и любой иной современной ему философии («интенциональность», «ноэма», «ноэзис», др.). Понятия «реальности», «вещи» и «смысла» в феноменологии приобретают радикально новое значение, отличное от неокантианского. Однако обе философские системы объединяет стремление сохранить философию как автономное и универсальное знание, покоящееся на трансцендентальных основаниях. Осуществлялось же данное намерение посредством различных установок: конструктивистской в неокантианстве и дескриптивной в феноменологии, суть которых мы рассмотрим в данной статье.

Еще

Неокантианство, гуссерль, феноменология, марбургская школа, наторп, коген, кант

Короткий адрес: https://sciup.org/14950661

IDR: 14950661   |   DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.269-273

Список литературы Эволюция трансцендентальной философии в феноменологии: переход от «конструкции» к «дескрипции»

  • Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -М.: Академический проект, 2009. -489 с.
  • Гуссерль Э. Избранная философская переписка. Т. 1. -М.: Философия -Герменевтика, 2004. -310 с.
  • Гуссерль Э. Философия как строгая наука. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. -(Классическая философская мысль). -с. 752.
  • Коген Г. Теория опыта Канта. -М.: Академический проект, 2012. -618 с.
  • Наторп П. Философская пропедевтика//Избранные работы. -М.: Территория будущего, 2006. -384 с. -С. 55-118.
  • Пома А. Критическая философия Германа Когена. -М.: Академический проект, 2012. -319 с.
  • Поппер К. Иммануил Кант -философ Просвещения//Все люди -философы. -М.: ЛКИ, 2009. -104 с.
  • Holzhey H.: Cohen und Natorp, Bd. 2: Der Marburger Neukantianismus in Quellen. -Basel/Stuttgart: Schwabe & Co, 1986/P. 41 -79 (P. 536).
  • Köhnke K.K. The rise of neo-Kantianism: German academic philosophy between idealism and positivism. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
  • Seifert J. Back to “Things in Themselves”. NY and London: ROUTLEDGE & KEGAN PAUL. 1987. P. 426.
  • Wuchterl K. Bausteine zu einer Geschichte der Philosophie des 20. Jahrhunderts. Bern/Stuttgart/Wien: Haupt, 1995. P. 96-111.
Еще
Статья научная