Институт алтайского рода: итоги трансформации

Бесплатный доступ

Статья раскрывает главные линии развития института алтайского рода в период с середины XIX в. до настоящего времени. Качественные изменения института алтайского рода рассматриваются в контексте трех исторических периодов: досоветского, советского и постсоветского. На основе этнографических материалов проведен анализ исходного состояния института алтайского рода накануне его трансформационных перемен. Выявлено, что основными признаками алтайского рода являются: общий предок-родоначальник, патрилинейность, дислокальность, экзогамия, наличие культа и ощущение взаимопринадлежности. Установлено, что институт алтайского рода осуществлял несколько важных функций: административно-организационную, управленческую, регуляции семейно-брачных отношений, сохранения родового культа. Указывается, что со второй половины XIX в. устои алтайского рода стали расшатываться. Постепенная интеграция коренного населения в систему общероссийских отношений оказала на функционирование института разрушающее воздействие. Значительную роль в отходе части коренного населения от родового быта и родовых представлений сыграл процесс обращения коренного населения в православие. Важным фактором, дестабилизировавшим функционирование алтайского рода, стало упразднение родового принципа в административном устройстве коренного населения. Восприятие в советский период алтайского рода как «пережитка» способствовало его дальнейшей деформации. Коренные изменения, произошедшие в Горном Алтае, привели к преобразованию института алтайского рода и исчезновению некоторых его социальных функций. В постсоветский период институт алтайского рода получил общественное признание. Материалы приведенных эмпирических исследований свидетельствуют, что основная масса коренного населения Горного Алтая сохраняет свою родовую идентичность. Главной функцией алтайского рода в наши дни является регулирование семейно-брачных отношений. В работе делается вывод, что институт алтайского рода проявил большую устойчивость к внешним воздействиям и сумел приспособиться к изменившимся обстоятельствам.

Еще

Институт алтайского рода, трансформация, коренное население, северные алтайцы, южные алтайцы, горный алтай

Короткий адрес: https://sciup.org/145145603

IDR: 145145603   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.754-758

Список литературы Институт алтайского рода: итоги трансформации

  • Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. – Горно-Алтайск: [Горно-Алт. тип.], 1993. – 270 с.
  • Дыренкова Н.П. Род, классификационная система родства и брачные нормы у алтайцев и телеут // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. – Л., 1926. – Вып. I. – C. 247–259.
  • Кыдыева В.Я. Поземельные отношения в Горном Алтае в XX веке. – Горно-Алтайск, 2008. – 136 с.
  • Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. – 444 с.
  • Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. – М.: Наука, 1989. – 749 с.
  • Сатлаев Ф.А. Кумандинцы: Историко-этнографический очерк XIX – первой четверти XX века. – Горно-Алтайск: Горно-Алт. отд-ние Алт. кн. изд-ва, 1974. – 200 с.
  • Токарев С.А. Докапиталистические пережитки в Ойротии. – Л.: Соцэкгиз, 1936. – 156 с.
  • Тощакова Е.М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев. – Новосибирск: Наука, 1973. – 58 с.
  • Чемчиева А.П. Алтайские субэтносы в поисках идентичности. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. – 254 с.
  • Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. – Горно-Алтайск: Горно-Алт. отд-ние Алт. кн. изд-ва, 1981. – 184 с.
  • Швецов С.П. Обычно-правовые воззрения алтайцев (калмык) и киргиз. Брачные и семейные отношения // Зап. Западно-Сибирского отделения Имп. рус. геогр. обва. – Омск, 1898. – Кн. 25. – 12 с.
Еще
Статья научная