Идеальные основания бытия человека в культуре: социально-философские и онтологические аспекты нравственности

Автор: Копылов Сергей Иванович, Шелекета Владислав Олегович

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Общественные науки

Статья в выпуске: 2 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена важной проблеме современной теории морали - онтологическим основани­ям нравственности. Для доказательства авторской позиции, выражающейся в постулировании объективных оснований у морали и нравственности и вообще психической деятельности человека привлекается теория аналитической психологии К. Юнга. Решение таких важнейших проблем философского знания, как проблема идеального, соотношение объективного и субъективного, видится авторам в допущении существования онтологических оснований у любых проявлений идеальных феноменов, воплощающихся затем в произведения культуры, а также в социальные и нравственные нормы. Так, идеальное содержание индивидуального и коллективного сознания рассматривается сквозь призму архетипов, составляющих сюжетное содержание произведений культуры. Вместе с тем, на основании авторской концепции онтологических оснований бытия идеального доказывается негативное значение субъективности как отсутствия объективно- нравственного содержания у идеальных феноменов как проявлений деятельности индивидуаль­ного и общественного сознания. За каждым феноменом индивидуального сознания, по убеждению авторов, находятся архети- пические образования, составляющие основу чувств, мыслей и т.п. Этот подход базируется на теоретико-методологическом фундаменте аналитической психологии. Вместе с тем, новизна представляемого подхода проявляется в утверждении существования архетипов, способствую­щих гармоническому мировидению и мирочувствию, имеющих объективно-нравственный харак­тер, то есть онтически «вживленных» в структуру бытия. В этом смысле феномены обществен­ного сознания индивидуально проявляют свое тождество в сфере приобщения к всеобщему. Таким образом, показывается надрефлексивность, однозначность и регулятивный характер нравственности. Духовное в связи с этим рассматривается как наиболее гармоничный путь субъ- ективизирующей деятельности сознания в соответствии с наиболее целостными «матрицами», схемами идеализирующей деятельности. В приобщении к этим надындивидуальным матрицам видится позитивный характер жизни социума. Нравственность в таком понимании предстает как выражение необходимости следования по определенным онтологическим критериям должно­го поведения и мышления.

Еще

Архетип, культура, нравственность, идеальное, смысл, регулятив

Короткий адрес: https://sciup.org/140210241

IDR: 140210241   |   DOI: 10.12737/3888

Список литературы Идеальные основания бытия человека в культуре: социально-философские и онтологические аспекты нравственности

  • Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 375 с.
  • Бубер М.Я. Ты. М.: Высшая школа, 1993. 177 с.
  • Субботский Е.В., Чеснокова О.Б., Совместимы ли социальный интеллект и мораль?//Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 8-13.
  • Фишман Л.Г. Исчезнет ли мораль?//Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. № 1. С. 408-418.
  • Фрейд З. «Я» и «Оно»//Фрейд З. Основной инстинкт. М.: АСТ, 1997. 656 с.
  • Хмелевский С.В. Мораль и право: некоторые базовые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния//Бизнес в законе. 2012. № 2. С. 191-198.
  • Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1998. 714 с.
Статья научная