«Гофмановский комплекс» в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Автор: Королева В.В., Киселева А.О.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 4 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению романтических традиций немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана в английском неоромантизме на материале повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886). Черты гофмановской поэтики в повести Стивенсона рассматриваются в виде идейно-тематического комплекса мотивов и стилистических приемов, присущих творчеству Э.Т.А. Гофмана («гофмановский комплекс»), который проявляется в осмыслении проблем двойничества и механизации жизни и человека (образы-символы маски и двойника), в создании романтических оппозиций (прекрасное - безобразное, живое -мертвое, доброе - злое, день - ночь), обращении к гофмановской стилистике (романтический гротеск), использовании приема говорящих имен (мистер Хайд), ярком психологизме (анализ природы двойничества), а также гофмановском типе героя (Медардус «Эликсиры дьявола»), который мечется между Богом и дьяволом. В статье делаются выводы о том, что традиции, восходящие к Гофману, в повести Стивенсона во многом переосмысливаются: раздвоение становится сознательным экспериментом над человеком, чтобы выйти за рамки общества (идея Сверхчеловека), происходит отказ от мистического подтекста (образ зеркала, научное обоснование раздвоения), конфликт романтического героя переходит из внешнего мира (личность - общество) во внутренний (борьба добра и зла в душе человека), двойник создается по принципу контраста и олицетворяет собой злое и бездушное начало. В заключении статьи поднимается вопрос о перспективности дальнейшего исследования традиции немецкого романтизма в литературе английского неоромантизма.

Еще

Э.т.а. гофман, р.л. стивенсон, неоромантизм, «гофмановский комплекс», двойничество, прекрасное - безобразное, доброе - злое, живое -неживое, день - ночь, образ зеркала, говорящие имена

Короткий адрес: https://sciup.org/149144356

IDR: 149144356   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-4-275

Список литературы «Гофмановский комплекс» в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

  • Анкудинов К.Н. Современная неоромантическая поэзия как «параллельная культура» // Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. № 2. С. 138-144.
  • БойкоМ.Н. «Неоромантизм» в творчестве Александра Грина // Мифы эпохи и художественное сознание: искусство 30-х. М.: Государственный институт искусствознания, 2000. С. 3-121.
  • Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 397 с.
  • Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Эликсиры дьявола; Ночные этюды. Ч. 1. М.: Художественная литература, 1994. 445 с.
  • Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Ночные этюды. Ч. 2: Крошка Цахес; Принцесса Брамбилла; Рассказы 1819-1821 годов. М.: Художественная литература, 1996. 557 с.
  • Захарова Н.Н. Поэзия Роберта Луиса Стивенсона и традиции английского романтизма: автореф. дис. ... к. филол. н.: 10.01.03. Л., 1990. 20 с.
  • История зарубежной литературы XX века. 1871-1917 / под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. М.: Просвещение, 1989. 416 с.
  • Карасева Т.Б. Повести Д.К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на прогулке» и неоромантические тенденции в английской литературе конца XIX - начала XX в.: автореф. дис. ... к. филол. н.: 10.01.03. Самара, 2003. 20 с.
  • Кармалова Е.Ю. Неоромантические тенденции в лирике Н.С. Гумилева 1900-1910 годов: дис. ... к. филол. н.: 10.01.01. Омск, 1999. 188 с.
  • Королева В.В. «Гофмановский комплекс» в русской литературе конца XIX - начала XX веков: монография. Владимир: Шерлок-пресс, 2020. 306 с.
  • Кружков Г.М. Communw poetarum: У.Б. Йейтс и русский неоромантизм: дис. ... к. филол. н.: 10.01.03. М., 2003. 217 с.
  • Никонов С.С. Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 22-23.
  • Осьмухина О.Ю. Специфика преломления неоромантической традиции в творчестве Р.Л. Стивенсона // Научный диалог. 2019. № 11. С. 173-185.
  • Пахсарьян Н.Т. Неоромантизм // Культурология: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М.: РОССПЕН, 2007. С. 38.
  • Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. URL: https://royallib.com/book/stivenson_robert/strannaya_istoriya_doktora_dgekila_i_ mistera_hayda.html (дата обращения: 27.03.2023).
  • Толмачев В.М. Неоромантизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2003. Стлб. 640-646.
  • Толмачев В.М. О границах символизма // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Филология. Философия. История. 2004. № 3. С. 247-267.
  • Толмачев В.М. Романтизм: лицо, культура, стиль // «На границах»: зарубежная литература от средневековья до современности / ред. Л.Г. Андреев. М.: Экон, 2000. С. 104-116.
  • Урнов Д.М. На рубеже веков: очерки английской литературы. Конец XIX -начало XX в. М.: Наука, 1970. 432 с.
  • Федоров А.А. Идейно-эстетические искания в английской прозе последней трети XIX века: автореф. дис. ... д. филол. н.: 10.01.03. М., 1992. 42 с.
  • Stiles A. Robert Louis Stevenson's "Jekyll and Hyde" and the Double Brain // Studies in English Literature, 1500-1900. Vol. 46(4). P. 879-900.
  • Swearingen R.G. Recent Studies in Robert Louis Stevenson: Survey of Biographical Works and Checklist of Criticism - 1970-2005 // Dickens Studies Annual. Vol. 38. P. 205-298.
Еще
Статья научная