Дворянская усадьба в английском постмодернизме ("Англия, Англия" Дж. Барнса, "Гиппопотам" С. Фрая, к/ф "Джентльмены" Г. Ричи)

Автор: Велигорский Георгий Александрович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены произведения английских авторов-постмодернистов (Дж. Барнса, С. Фрая, Г. Ричи), в которых усадьба фигурирует не как пережиток прошлого, осколок минувшей и невозвратной эпохи, но как жизнеспособный элемент, включенный в пространство современного мира. Авторы умело оперируют категориями «усадебной литературы», сформированными на протяжении нескольких веков, переосмысляя понятие «английского» и ведя диалог с эрудированным читателем. Путем анализа и сопоставления разных акцентов и техник в статье показано, как именно переосмысляется и реконструируются «усадебный миф», что за новые импульсы он получает. Так, Дж. Барнс в романе «Англия, Англия» (1998) обращается к категориям британской предромантической эстетики - в частности, к категории «живописное» (“picturesque”), - и показывает, как, пропущенные через призму массовой культуры, они могут быть употреблены для создания современного китча. С. Фрай в романе «Гиппопотам» (1994) обращается к другому мотиву, развитому еще романистами XVIII-XIX вв., - «усадьба как край чудес», будь то действительные чудеса, остроумные розыгрыши или итог катастрофического заблуждения, вызванного слепой верой в чудо, - которое, однако, приводит героя к внезапному озарению и становится катализатором для творчества. Наконец, Г. Ричи в к/ф «Джентльмены» (2020) демонстрирует, что усадьба в XXI в. может принимать на себя новые, маргинальные функции - и оставаться притом воплощением «зеленой Англии родной», воспетой в знаменитых стихах Уильяма Блейка. Анализ этих сюжетов, как представляется, послужит средством к изучению новейших путей, которыми в XXI в. может двигаться усадебная литература, и одним из ключей к пониманию того, какие преобразования переживает усадебный миф в литературе английского постмодернизма.

Еще

Постмодернизм, роман об усадьбе, дж. барнс, с. фрай, г. ричи

Короткий адрес: https://sciup.org/149141337

IDR: 149141337   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-3-333

Список литературы Дворянская усадьба в английском постмодернизме ("Англия, Англия" Дж. Барнса, "Гиппопотам" С. Фрая, к/ф "Джентльмены" Г. Ричи)

  • Барнс Дж. Англия, Англия / пер. с англ. С. Силаковой. М.: АСТ, 2000. 352 с.
  • Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М.: О.Г.И., 2003. 528 с.
  • Отчет о первом выездном мероприятии по проекту РНФ № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (рук. О.А. Богданова) // Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН. URL: http ://imli. ru/2018-archive/3133-otchet-o-pervom-vyezdnom-meropriyatii-po-proektu-rnf-18-18-00129-russkaya-usadba-v-literature-i-kulture-otechestvennyj -i-zar-ubezhnyj-vzglyad-ruk-o-a-bogdanova (дата обращения: 28.08.2022).
  • Фрай С. Гиппопотам / пер. с англ. С. Ильина. М.: Фантом Пресс, 2008. 480 с.
  • Халтрин-Халтурина Е.В. Элементы детектива в пародиях Джейн Остен // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2016. № 5. С. 96-99.
  • Bermingham A. Landscape and Ideology: The English Rustic Tradition, 17401860. Berkeley (LA): University of California Press, 1986. 254 p.
  • Cairns S., Jacobs J.M. Buildings Must Die: A Perverse View of Architecture. Cambridge: MIT Press, 2014. 312 p.
  • Janowitz A. England's Ruins: Poetic Purpose and the National Landscape. Oxford: Basil Blackwell, 1990. 224 p.
  • Kelsall M. The Great Good Place. Hertfordshire: Harvester Wheatsheaf, 1993. 264 p.
  • Mandler P. The Fall and Rise of the Stately Home. New Haven: Yale University Press, 1997. 523 p.
  • Nünning V. The Invention of Cultural Traditions: The Construction and Decon-struction of Englishness and Authenticity in Julian Barnes' "England, England" // De Gruyter. 2001. № 58. P. 1-28.
  • Su J.J. Refiguring National Character: The Remains of the British Estate Novel // Modern Fiction Studies. Fall 2002. Vol. 48. № 3. P. 552-580.
  • Trout T. Open to the Public: The Modernist Country House Novel. PhD Thesis. Cambridge (MA), 2019. 253 p.
  • Williams B. Resurgence and Renovation: The Contemporary English Country House Novel after 2000. PhD Thesis. Newcastle, 2016. 274 p.
Еще
Статья научная