"Демонический индивидуализм" Макса Штирнера против позитивизма и марксизма (русские споры о фигуре философа "конца века")

Автор: Мисюров Николай Николаевич

Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 (22), 2022 года.

Бесплатный доступ

Актуальность одного из «вечных» вопросов отечественной умственной жизни - вокруг творцов каких новых ценностей «вращается мир» (так полемически обозначенный С. Франком) - определена была остротой самого исторического момента: революционная ситуация (в соответствии с марксистской ее формулировкой) вызревала в недрах еще великой, но уже «больной» страны, верховная власть которой, политические элиты, интеллигенция никоим образом не справлялись со своими свыше начертанными задачами. Необходимость переоценки ценностей одними понималась как установка на революционный радикализм, другими - как признание «теоретического первенства» духовных аксиом над «внешними формами общежития»; одни противопоставляли идее внутреннего самосовершенствования «соборность», другие же абсолютизировали роль личности в истории, в буквальном смысле слова «создавали себе кумиров». В статье рассматривается проблема радикальной переоценки взаимоотношений человека с миром в «эгоистической» философии Макса Штирнера, чьи идеи послужили основой ницшеанского бунта против общественных устоев, традиционных ценностей и христианской морали, социального, анархического бунта против основ общественного устройства и государства. Утверждается, что «религия человека» как критическое переосмысление идей Фейербаха оказалась адекватной содержанию и форме новой философской («антропологической») парадигмы. В работе доказывается, что на благодатной русской культурной почве эти весьма экстравагантные по форме представления (презентации когнитивных смыслов), однако основывающиеся на справедливых критических умозаключениях, нашли самобытный отклик по целому ряду причин (объективных и субъективных факторов общественного развития накануне первой русской революции). Делается закономерный вывод о том, что в социокультурном контексте «конца века» (в ситуации общего кризиса знания, дискредитации «классической рациональности», крушения гуманизма и смены культурной парадигмы) эта колоритная фигура очередного «властителя дум» наиболее соответствовала ожиданиям заинтересованных сторон (как «слева» и «справа», так и в центре, а также на периферии этого противостояния новейших идей и мнений).

Еще

Общественный идеал, мое я, анархическая воля, позитивизм, марксизм, декаданс, философский дискурс, гипертекст культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/147237908

IDR: 147237908   |   DOI: 10.15393/j12.art.2022.3801

Список литературы "Демонический индивидуализм" Макса Штирнера против позитивизма и марксизма (русские споры о фигуре философа "конца века")

  • Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.
  • Брюсов В. Я. Сочинения. М.: Художественная литература, 1987. 575 с.
  • Шпет Г. Г. История как проблема логики. Материалы. М.: Университетская книга, 2014. 510 с.
  • Михайловский Н. К. Литературная критика и воспоминания. М.: Искусство, 1995. 588 с.
  • Бердяев Н. А. Философия неравенства. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 624 с.
  • Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. 560 с.
  • Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.
  • Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. М: Республика, 1992. 527 с.
  • Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Юрайт, 2020. 307 с.
  • Ницше Ф. Ecce Homo. Антихрист. СПб.: Азбука, 2013. 222 с.
  • Фейербах Л. Сочинения. М.: Наука, 1995. Т. 1. 502 с.
  • Очерки по философии марксизма. Философский сборник. [репр. изд. 1910 г.]. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 328 с.
  • Плеханов Г. В. Сочинения. М.; Петроград: 1923. Т. 7. 332 с.
  • Плеханов Г. В. Анархизм и социализм. Краснодар: Буревестник, 1924. 132 c.
  • Шпет Г. Г. Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. 376 с.
  • Певак Е. А. Макс Штирнер и русская культура на рубеже XIX–XX вв. // Россия и Запад: диалог культур. Вып. 5. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 1998. С. 81-88.
  • Рахманинова М. Д. Кропоткин и Штирнер: современность как точка встречи полюсов анархизма // Вопросы философии. 2013, № 4. С. 99-111.
  • Аладышкин И. В. О своеобразии восприятия философии М. Штирнера в России и на Западе // Acta eruditorum. 2018. Вып. 26. С. 3-8.
  • Идеи анархизма в европейской и русской истории (в связи с 210-летием со дня рождения М. Штирнера): Материалы круглого стола, прошедшего 17 декабря 2016 года в РХГА // Acta eruditorum. 2018. Вып. 26. С. 3-65.
  • Blumenfeld J. All things are nothing to me. The unique philosophy of Max Stirner. Winchester; Washington: Zero Books, 2018. 168 р.
Еще
Статья научная