Житие святого Антония как вероятный источник изображения сил зла в "Бесах" Достоевского

Автор: Кавацца Антонелла

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.14, 2016 года.

Бесплатный доступ

В данной работе показано, что среди источников, которые вдохновили Ф. М. Достоевского на написание романа «Бесы», первостепенное значение имел Новый Завет. В статье выявляется также важность авторской интерпретации писаний Святых Отцов. Цель статьи - установить текст святоотеческой литературы, который, по всей вероятности, вдохновил Достоевского на представление сил зла в романе «Бесы». Речь идет о Житии святого Антония, написанном Афанасием Александрийским. Оно не упоминается ни в тексте романа, ни в комментариях к Полным собраниям сочинений Достоевского. Однако в романе «Бесы» имеются некоторые свидетельства, которые оправдывают такое предположение. Данная статья рассматривает и анализирует их. В статье также указано, что тема искушения Антония Великого широко представлена не только в русском, но и в европейском искусстве, особенно в живописи и литературе. Одним из наиболее известных примеров такого отражения является картина «Искушение святого Антония». Приписываемая Брейгелю Младшему, она в XIX веке входила в известное собрание Бальби (Balbi) и находилась в генуэзском дворце Balbi Senarega, где в 1845 году вдохновила Флобера на написание пьесы «Искушение святого Антония» (“La Tentation de Saint Antoine”).

Еще

Иисус христос, святой антоний, достоевский, новый человек, бесы, гордость, вера, крест

Короткий адрес: https://sciup.org/14748966

IDR: 14748966   |   DOI: 10.15393/j9.art.2016.3681

Список литературы Житие святого Антония как вероятный источник изображения сил зла в "Бесах" Достоевского

  • Бердяев Н. А. Ставрогин//Русская мысль. -1914. -Кн. 5. -Май. -С. 80-89.
  • Библиотека Ф. М. Достоевского: опыт реконструкции. Научное описание/отв. ред. Н. Ф. Буданова. -СПб.: Наука, 2005. -338 с.
  • Булгаков С. Н. Русская трагедия. О «Бесах» Ф. М. Достоевского в связи с инсценировкой романа в Московском художественном театре//Русская мысль. -1914. -Кн. 4. -Апрель. -С. 1-26.
  • Захаров В. Н. «Бесы»: опыт реконструкции журнальной редакции романа//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: . -Т. 9: приложение: Бесы: роман: опыт реконструкции журнальной редакции: текстологическое исследование, комментарии. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. -С. 673-706.
  • Захаров В. Н. Достоевский и Евангелие//Евангелие Достоевского: . -М.: Русскiй Мiрь, 2010. -: исследования. Материалы к комментарию. -С. 5-35.
  • Захаров В. Н. Заглавная буква в «Бесах», или почему нельзя править Достоевского//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: канонические тексты. -Т. 9. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. -С. 661-676.
  • Захаров В. Н. Имя автора -Достоевский. Очерк творчества. -М.: Индрик, 2013. -456 с.
  • Захаров В. Н. Кто подарил Достоевскому Евангелие в январе 1850 года?//Неизвестный Достоевский : международный научный журнал. -2015. -№ 2. -С. 44-53. -URL: http://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1447754621.pdf (20.05.2016).
  • Захаров В. Н. Мужество познания//Достоевский Ф. М. Бесы. Роман в трех частях. -Петрозаводск: Карелия, 1990. -С. 3-16.
  • Захаров В. Н. Текстология как технология//Проблемы текстологии Ф. М. Достоевского. -Вып. 1: проблемы текстологии романов «Преступление и Наказание», «Идиот», «Бесы». -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. -С. 3-26.
  • Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия//Русская мысль. -1911. -Кн. 5. -Май. -С. 46-61 (2-я паг.); Кн. 6. -Июнь. -С. 1-17 (2-я паг.).
  • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1979. -303 с.
  • Молчанов В. Ф. Евангелие Достоевского: оптико-электронная реконструкция авторских маргиналий//Евангелие Достоевского: /подг. текста, комм. В. Н. Захарова, В. Ф. Молчанова, Б. Н. Тихомирова. -М.: Русскiй Мiрь, 2010. -: исследования. Материалы к комментарию. -С. 36-43.
  • Очерки по истории русской святости/сост. иеромонах Иоанн (Кологривов). -Брюссель: Жизнь с Богом, 1961. -418 с.
  • Плетнев Р. Святые Отцы Церкви и Достоевский (к столетию смерти писателя)//Русское Возрождение. -1981. -№ 3. -С. 14-42.
  • Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. -СПб.: Академический проект, 2001. -187 с.
  • Тихомиров Б. Н. Книги, бывшие у Ф. М. Достоевского во время пребывания в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (1849 год)//Неизвестный Достоевский : международный научный журнал. -2015. -№ 3. -С. 68-83. -URL: http://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1449054179.pdf (20.05.2016).
  • Тихомиров Б. Н. Отражения Евангельского Слова в текстах Достоевского. Материалы к комментарию//Евангелие Достоевского: /подг. статьи, комм. В. Н. Захарова, В. Ф. Молчанова, Б. Н. Тихомирова. -М.: Русскiй Мiрь, 2010. -: исследования. Материалы к комментарию. -С. 63-469.
  • Шараков С. Л. Христианский символизм в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. -Вып. 11: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 8. -C. 202-218 . -URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431516455.pdf (20.05.2016).
  • Alizeri F. Guida artistica per la città di Genova (1847): . -Vol. 2, parte prima. -Bologna: Forni, 1969. -804 p.
  • Lo Gatto E. Nota introduttiva//Dostoevskij F. M. I demoni. I taccuini per "I Demoni". -Firenze: Sansoni, 1958. -P. 801-805.
  • Salvestroni S. Dostoevskij e la Bibbia. -Magnano (Biella): Qiqajon -Comunità di Bose, 2000. -277 p.
Еще
Статья научная