Железные конусы в погребениях улуса Джучи: аспекты этнокультурной принадлежности

Автор: Дрмов Игорь Иванович, Круглов Евгений Викторович

Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.20, 2021 года.

Бесплатный доступ

Конусовидные предметы, свернутые из листов железа и бронзы, встречаются в золотоордынских захоронениях 2-й половины XIII - начала XV века. В настоящее время это наименее изученная категория погребального инвентаря. Авторы собрали сведения более чем о 100 погребениях с железными и бронзовыми конусами, расположенных на территории Улуса Джучи. Данная статья основана на материалах 78 погребений с железными конусами. Специфические особенности топографического расположения этих комплексов, использование камня в ритуальной обрядности, сооружение вокруг могил бревенчатых срубов - все это находит прямые аналогии в археологических и этнографических памятниках Центральной Азии, связываемых с этническими монголами. Погребенные в могилах, как правило, ориентированы головами на север - северо-восток, что также было характерной особенностью погребального обряда монголов. Сопровождение погребенных останками целых лошадей или их чучелами в комплексах с конусами встречается не часто, но и эти особенности известны в монгольских могильниках Центральной Азии. Размещение у головы погребенных берцовой кости овцы, в том числе установленной вертикально, считается одним из основных этнических признаков погребального обряда монголов. В целом выборка захоронений Улуса Джучи, объединенных фактом наличия в погребальном инвентаре железных конусов, характеризуется повышенной концентрацией достаточно специфических обрядовых признаков, свойственных монголам Центральной Азии. Это позволяет сделать вывод о принадлежности рассматриваемых памятников к той же этнокультурной группе населения. О центральноазиатском (монгольском) происхождении представителей этой группы кочевников Улуса Джучи свидетельствуют и имеющиеся антропологические данные. Захоронения с железными конусами, судя по доминантным признакам погребальной обрядности, оставлены носителями монгольских этнокультурных традиций с проявлениями языческих шаманских и буддийских ритуалов.

Еще

Конусы, погребальный обряд, кочевники, улус джучи, надмогильные конструкции, кости овцы, ориентировка на север, монголы

Короткий адрес: https://sciup.org/149139560

IDR: 149139560   |   DOI: 10.15688/nav.jvolsu.2021.2.7

Список литературы Железные конусы в погребениях улуса Джучи: аспекты этнокультурной принадлежности

  • Акматов К. Т., Табалдиев К. Ш., 2017. Погребения под овальной каменной насыпью на Тянь-Шане и некоторые вопросы изучения средневековых монгольских погребальных комплексов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 16, вып. 5 : Археология и этнография. С. 68–81.
  • Бадмаев А. А., 2015. Баранья лопатка в обрядовой практике бурят // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 14, вып. 7 : Археология и этнография. С. 255–264.
  • Бартольд В. В., 1966. К вопросу о погребальных обрядах у турков и монголов // Сочинения. Т. IV. М. : Наука. С. 377–396.
  • Беспалый Е. И., Лукьяшко С. И., 2008. Древнее население междуречья Дона и Кагальника. Курганный могильник у с. Высочино. МИА Юга России. Т. 1. Ростов н/Д : ЮНЦ РАН. 224 с.
  • Газимзянов И. Р., Дрёмов И. И., 2020. Погребение с северной ориентировкой на мусульманском могильнике в Болгаре и проблема интерпретации железных конусов // Поволжская археология. № 4 (34). С. 170–184. DOI: https://doi.org/10.24852/pa2020.4.34.170.184.
  • Дворниченко В. В., Смирнов А. С., Фёдоров-Давыдов Г. А., 1976. Отчет о раскопках курганов в Астраханской области в 1976 г. // Архив ИА РАН. Р-1. № 6719, 6719в.
  • Дрёмов И. И., 2019. О назначении конусов из листа железа в золотоордынских погребениях // Археология как жизнь. Памяти Евгения Павловича Мыськова. Волгоград : Сфера. С. 250–259.
  • Жуковская Н. Л., 1989. Два культовых объекта в северной Монголии // Новое в этнографии : (Полевые исследования). Вып. 1. М. : Наука. С. 160–171.
  • Иванов В. А., 2019. Монголы в составе кочевников Улуса Джучи (Золотой Орды): по данным археологии // Золотоордынское обозрение. Т. 7, № 4. С. 636–651. DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2019-7-4.636-651.
  • Именохоев Н. В., 1992. Раннемонгольская археологическая культура // Археологические памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии. Новосибирск : Наука. С. 23–48.
  • Ковпаненко Г. Т., Гаврилюк Н. А., Евдокимов Г. Л., 2005. Курганы у села Ковалевка (группа IV) // Археологичнi дослiдження в Украiнi 2003-2004 рр. Вип. 7. Киiв : IА НАНУ ; Запорiжжя : Дике поле. С. 363–388.
  • Козлов П. К., 1949. Путешествие в Монголию. 1923–1926. Дневники, подготовленные к печати Е. В. Козловой. М. : ГИГЛ. 237 с.
  • Круглов Е. В., 2003. Печенеги и огузы: некоторые проблемы археологических источников // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 3. Донецк : ДонНУ. С. 13–82.
  • Курганный могильник Клин I. URL: http://rosarheolog.ru/kurgannyj-mogilnik-klin-1-kurgan-1 (дата обращения: 21.04.2021).
  • Ларенок В. А., 1992. Об этнической принадлежности погребенных в средневековых курганах у х. Семёнкин // Донские древности. Вып. 1. Азов : Азов. краевед. музей. С. 158–189.
  • Мамонтов В. И., Ситников А. В., 1998. Курганный могильник у хутора Сенной // Древности Волго-Донских степей. Вып. 6. Волгоград : Изд-во ВолГУ. С. 113–123.
  • Мыськов Е. П., 2015. Кочевники Волго-Донских степей в эпоху Золотой Орды. Волгоград : Изд-во Волгогр. фил. ФГБОУ ВО РАНХиГС. 484 с.
  • Мэнэс Г., 1992. Материалы по традиционной похоронной обрядности захчинов МНР конца XIX – начала XX в. // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск : Наука. С. 112–127.
  • Ользеева С. З., 2012. Калмыцкие народные традиции. Элиста : ННП «Джангар». 479 с.
  • Плетнёва С. А., 1958. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Труды Волго-Донской археологческой экспедиции. Т. I. МИА. Т. 62. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. С. 151–226.
  • Плетнёва С. А., 1962. Половецкие погребения в урочище Каменная балка // Археологические раскопки на Дону. Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та. С. 133–137.
  • Потёмкина Т. М., 2012. Металлические посудовидные изделия из погребений номадов золотоордынского времени Восточной Европы: проблемы и стереотипы // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 11. Донецк : ДонНУ. С. 279–305.
  • Савенко С. Н., 2010. Позднекочевническое ритуальное захоронение на Ставрополье // Российская археология. № 2. С. 147–155.
  • Семби М. К., 2013. Память земли тюрко-монгольской: истоки и символика топонимов (Тюркский меридиан) // Труды КазНИИК. Т. 1. Алматы : КазНИИК. 296 с.
  • Смирнов П. А., 1999. Путевые записки по Калмыцким степям Астраханской губернии. Элиста : Калм. кн. изд-во. 248 с.
  • Содномпилова М. М., 2009. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ : БНЦ СО РАН. 366 с.
  • Супруненко О. Б., Маєвська С. В., Артем’єв А. В., Горбенко С. О., 2006. Кургани з похованнями золотоординського часу поблизу Волошиного у пониззі Псла. Старожитності околиць Комсомольська. Т. ІІІ. Київ ; Полтава : ПП Друкарня «Гротеск».140 с.
  • Табалдиев К. Ш., 2013. Традиции, связанные с животными, в погребальной практике кочевников Тяньшаня // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 12, вып. 3 : Археология и этнография. Новосибирск. С. 157–167.
  • Улийбаяр С., Наваан Д., Эрдэнэ М., 2010. Захоронения Тавантолгойской культуры восточной Монголии // Известия лаборатории древних технологий. Вып. 8. С. 211–234.
  • Усманова Э. Р., Дрёмов И. И., Панюшкина И. П., 2020. Этнокультурный код воинских формирований Улуса Джучи (по археологическим свидетельствам могильника Карасуыр, Улытау) // Джучи : личность, эпоха, память. Алматы. С. 184–217.
  • Фёдоров-Давыдов Г. А., 1966. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники. М. : МГУ. 276 с.
  • Фёдоров-Давыдов Г. А., 1984. Кочевнический курган XIV века из Нижнего Поволжья (некоторые особенности погребального обряда средневековых кочевников) // Вопросы древней истории Южной Сибири. Абакан : Хакас. НИИЯЛИ. С. 98–108.
  • Шалобудов В. Н., Кудрявцева И. В., 1980. Кочевнические погребения Среднего Приорелья // Курганы Степного Поднепровья. Днепропетровск : Днепропетр. гос. ун-т. С. 90–97.
  • Шараева Т. И., 2011. Обряды жизненного цикла калмыков XIX – начала XX в. Элиста : НПП «Джангар». 223 c.
Еще
Статья научная