Запах в драматургическом паратексте («Земля Эльзы» Ярославы Пулинович)

Автор: Доманский Юрий Викторович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

Паратекст в драме строится с учетом потенциальной перекодировки драматургического текста в текст театральный, однако в паратексте встречаются такие элементы, которые в чистом виде в спектакль перенесены быть не могут, а требуют от постановщика каких-либо решений интерпретационного характера. Более того, в драматургическом паратексте встречаются элементы, которые по изначальной сути своей тотально сопротивляются перенесению в пространство театрального действа; к таковым в числе прочего относятся указания на запахи. Однако очевидная несценичность таких указаний не отменяет того, что они могут обладать важной семантикой в проекции на смыслы всего текста и, соответственно, на последующие сценические интерпретации. В статье предлагается осмысление содержащей указание на запах ремарки из пьесы Ярославы Пулинович «Земля Эльзы». Это ремарка из финала первой сцены пьесы. В статье рассматривается, каким образом ремарка, обладающая нарочито эпическим в родовом плане характером, находящаяся в пространственной конфронтации со всей предшествующей ей сценой и содержащая явно сопротивляющееся театрализации указание на запах, семантически разворачивается в остальной текст. Делается вывод о том, что данное указание является важным в смысловом плане; смыслы эти доступны читателю пьесы, однако и постановщикам по силам найти визуальные или аудиальные способы для трансляции этих смыслов при театрализации. Наблюдения, сделанные в статье, могут быть спроецированы и на другие внесценические элементы паратекста в драматургии.

Еще

Драма, паратекст, ремарка, театр, ярослава пулинович, «земля эльзы»

Короткий адрес: https://sciup.org/149141365

IDR: 149141365   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-55

Список литературы Запах в драматургическом паратексте («Земля Эльзы» Ярославы Пулинович)

  • Гончарова-Грабовская С.Я. Драматургия Ярославы Пулинович (аспекты поэтики) // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2020. № 2. С. 5–14.
  • Доманский Ю.В. Чеховская ремарка: Некоторые наблюдения. Москва: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2014. 120 с.
  • Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. 131 с.
  • Ищук-Фадеева Н. И. Ремарка как знак театральной системы: К постановке проблемы // Драма и театр. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. Вып. 2. С. 5–16.
  • Карпова Т.Н. Пьеса Я. Пулинович «Земля Эльзы» на современной сцене: в поисках жанра // Спектакль XXI века: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ярославль: Ярославский государственный театральный институт, 2020. С. 146–150.
  • Купина Н.А. Пьесы Ярославы Пулинович: тема семьи и женские лингвокультурные типажи // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 1(184). С. 155–171.
  • Львова Ю.А. Функции дидаскалий в освоении содержательности драматургического текста: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.02.19. Тверь, 2006. 15 с.
  • Носов С.О. Паратекст как средство конструирования художественного пространства в драме: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.08. Тверь, 2010. 18 с.
  • Пеньковский А.Б., Шварцкопф Б.С. Типы и терминология ремарок // Культура речи на сцене и на экране. Москва: Наука, 1986. С. 150–170.
  • Подлубнова Ю. Время Ярославы // Знамя. 2018. № 3. С. 212–214.
  • Пулинович Я. Победила я: Избранные пьесы. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 340 с.
  • Синицкая А. Точка зрения // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe IKR[i]BL, 2019. С. 354–358.
  • Соколова E.В. Паратекст // Западное литературоведение XX в.: Энциклопедия. Москва: Intrada, 2004. С. 306.
  • Титова Е.В. Драматургический паратекст: к постановке проблемы // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 2. С. 30–40.
  • Тютелова Л.Г. Драматургия А.П. Чехова и русская драма эпохи романа: поэтика субъектной сферы. Самара: Книга, 2012. 413 с.
  • Тютелова Л. Ремарочный субъект // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe IKR[i]BL, 2019. С. 283–286.
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Письма: в 12 т. Сочинения. Т. 13. Пьесы 1895–1904. Москва: Наука, 1986. 529 с.
Еще
Статья научная