"Встретимся в дополненной реальности...": социальные компетенции игроков в многопользовательские онлайн-игры

Автор: Сергеева Ольга Вячеславовна, Царева Анна Владиславовна, Зиновьева Надежда Андреевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Социология и социальные технологии

Статья в выпуске: 4 т.16, 2017 года.

Бесплатный доступ

Ранний исследовательский дискурс о том, что компьютерные игры отвлекают людей от реальной жизни и заменяют их вымышленным миром, сегодня дополняется новыми идеями о том, как игры расширяют реальную жизнь. Научный дискурс и проблематика изучения игр отвечают на общесоциальные и технические изменения - повсеместное распространение Интернета, миниатюризацию цифровой техники, создание новых интерактивных игровых механик. Вопрос о функциональности или дисфункциональности игр решается в том числе благодаря исследованию социальных компетенций игроков. В статье представлены эмпирические данные тестирования ориентаций на межличностные отношения в среде часто играющих в MMORPG. С помощью опросника диагностики межличностных отношений А.А. Рукавишникова в нашем исследовании прошли испытание 43 игрока ММОРПГ и 29 неигроков (ответы неигроков важны для сопоставления данных). Средний возраст опрошенных играющих - 33 года; средний возраст неиграющих - 35 лет. Среди «своих» онлайн-игр прошедшими тест чаще называются: World of Warcraft, Travian, DoTa2, World of Tanks. Многопользовательские ролевые онлайн-игры характеризуются вовлечением в вымышленные миры, воссоздающие, например, жизнь в какую-либо эпоху, они предлагают игроку участвовать в командных действиях. Предполагается, что такой опыт поддерживает социальные компетенции игроков и пополняет их социальный капитал новыми связями. Полученные эмпирические данные поддерживают гипотезу о социальности ММОРПГ, так как коммуникативный портрет среднего игрока совпадает по качествам с неиграющим и характеризуется обычными для современного человека ориентациями на участие в группах. Играя, человек поддерживает открытую для него сеть отношений, то есть накапливает социальный капитал. Проведенное исследование акцентирует идею, уже обсуждающуюся аналитиками компьютерных игр, о том, что интенсивный игровой опыт представляет собой увлечение, а не зависимость и он соответствует образу жизни и структуре свободного времени современного горожанина.

Еще

Компьютерные игры, геймеры, социальные качества, коммуникативный портрет, тестирование, мморпг

Короткий адрес: https://sciup.org/14975013

IDR: 14975013   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.4.6

Список литературы "Встретимся в дополненной реальности...": социальные компетенции игроков в многопользовательские онлайн-игры

  • Аванесов, В. С. Тесты в социологическом исследовании/В. С. Аванесов. -М.: Наука, 1982. -199 с.
  • Бек, Дж. Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду/Дж. Бек, М. Уэйд. -М.: Претекст, 2006. -252 с.
  • Брагина, О. А. Анализ научных представлений об отдельных индивидуально-личностных факторах, определяющих вовлеченность в массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры/О. А. Брагина//Вестник Саратовского областного института развития образования. -2015. -№ 1. -С. 94-101.
  • Брагина, О. А. Одиночество как значимый фактор формирования зависимости от многопользовательских ролевых онлайн-игр/О. А. Брагина//Пензенский психологический вестник. -2015. -№ 2. -С. 77-85.
  • Вахштайн, В. С. Компьютерные игры: взгляд социолога/В. С. Вахштайн. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://arzamas.academy/materials/947 (дата обращения: 04.12.2017). -Загл. с экрана.
  • Заборников, А. Е. Зависимость от интернет-игр как фактор, влияющий на становление личности подростка/А. Е. Заборников, А. Г. Абросимов//Известия Института систем управления СГЭУ. -2015. -№ 1 (11). -С. 323-327.
  • Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека/М. С. Иванов//Психология зависимости: хрестоматия/сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 2004. -С. 223-230.
  • Игнатьев, В. И. «Дополненное» социальное пространство: сети и структуры «second life»/В. И. Игнатьев, С. А. Кузин//Идеи и идеалы. -2014. -№ 4 (22). -С. 100-114.
  • Козлова, Л. И. Личностные характеристики пользователей сети Интернет, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн-игр/Л. И. Козлова, М. Г. Чухрова//Мир науки, культуры, образования. -2012. -№ 3 (34). -С. 193-195.
  • Кузнецова, Е. В. Некоторые аспекты влияния онлайн и сетевых игр на формирование девиантного поведения несовершеннолетних/Е. В. Кузнецова//Вестник Московского университета МВД России. -2014. -№ 10. -С. 85-88.
  • Куренной, В. Pokemon Go как общественный феномен/В. Куренной. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/videos/1087-vitaliy-kurennoy-pokemon-go-kakobshchestvennyy-fenomen (дата обращения: 04.12.2017). -Загл. с экрана.
  • Лозгачева, Е. А. Игровая зависимость: особенности и социальные последствия/Е. А. Лозгачева//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2008. -№ 3 (87). -С. 126-133.
  • Маринова, Т. Ю. Социально-психологические аспекты зависимости от компьютерных многопользовательских ролевых онлайн-игр/Т. Ю. Маринова, О. В. Зарецкая//Социальная психология и общество. -2015. -Т. 6, № 3. -С. 109-119.
  • Пожаров, А. И. Многопользовательская ролевая онлайн-игра как новый вид культурной коммуникации/А. И. Пожаров//Историческая и социально-образовательная мысль. -2014. -Т. 6, № 6-2 (28). -С. 270-273.
  • Прокурова, С. В. Компьютерная и игровая зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению/С. В. Прокурова//Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 2. -С. 566.
  • Пэнто, Р. Методы социальных наук/Р. Пэнто, М. Гравитц. -М.: Прогресс, 1972. -607 с.
  • Савинская, О. Б. Влияние увлеченности онлайн-играми на интенсивность коммуникаций и социальные навыки игроков/О. Б. Савинская, В. А. Шоташвили//Мониторинг общественного мнения. -2013. -№ 5 (117). -С. 123-135.
  • Степанцева, О. А. Субкультура геймеров в контексте информационного общества: автореф. дис.... канд. культурологии/Степанцева Ольга Александровна. -СПб.: Санкт-Петерб. гос. гуманит. ун-т профсоюзов, 2007. -27 с.
Еще
Статья научная