Все мы немного у жизни в гостях: художественное пространство и время в лирике Анны Ахматовой

Автор: Давиденко Олеся Сергеевна

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Пространство

Статья в выпуске: 1, 2005 года.

Бесплатный доступ

Начавшийся в России на рубеже XIX-XX веков мощный ментальный сдвиг породил новую культуру. Ее характерными чертами стали стремление к мировоззренческим синтезам, обостренное внимание к вопросу о смыслах бытия, усиление эстетического и религиозного чувства, философичность, лиризм. Внесение иррационализма в художество обусловило отход от классической коммуникативной логики, повысило в искусстве общий фон знаковой насыщенности. Обращение к языку знаков и символов свидетельствовало о возвращении в культуру мифомышления, выраженного средствами авторского мифотворчества. Все это объясняет тот факт, что время и пространство в произведениях культуры Серебряного века, как правило, утрачивают определенность. Уникальное качество пересопряжения пространственно-временных координат проявилось, в частности, в творчестве Анны Ахматовой. В ее лирике пространство и время, преодолевая замкнутость определенного места и времени действия, постепенно восходят к запредельности. Хронотоп обрел у Ахматовой новые грани и смыслы, явившись отражением менявшегося в то время личностного мировосприятия. В поэтике Ахматовой художественная реальность создается посредством знаков и символов времени и пространства, наполненных психологическим содержанием; прежние мифологические схемы переосмысляются в ней на уровне авторского мифотворчества; она тяготеет к пространству Космоса и к большому эпическому времени.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911901

IDR: 14911901

Список литературы Все мы немного у жизни в гостях: художественное пространство и время в лирике Анны Ахматовой

  • Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по истори ческой поэтике//М. М. Бахтин. Эпос и роман. СПб., Азбука, 2000. С. 176.
  • Есин А. Б. Время и пространство//Введение в литературоведение: Лите ратурное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. С. 58.
  • Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистиче ские наброски)//Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., Наука, 1976. С. 369-459;
  • Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л., Наука, 1973
  • Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. Л., Советский писатель, 1968; Гурвич И. Художественное открытие в лирике Ахматовой//Вопросы литературы. 1995. Вып. III. С. 153-174.
  • Степун Ф. А. Россия накануне 1914 года//Вопросы философии, 1992. № 9. С. 91.
  • Сарабъянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., Сов. художник, 1980. С. 173.
  • Акелъкина Е. А. В поисках цельности духа, Бога и вечности (Пути развития русской философской прозы конца XIX века)/Омский гос. ун-т. Омск, 1998.
  • Элиаде М. Аспекты мифа. М., Академический Проект, 2000. С. 24.
  • Воскресенская М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: Со циокультурные факторы формирования общественного сознания российской куль турной элиты рубежа XIX-XX веков. Томск, Изд-во Томского ун-та, 2003. С. 83.
  • Кормимое С. И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., Изд-во МГУ, 1998. С. 43-44.
  • Мочулъский К. В. Поэтическое творчество Анны Ахматовой//Литератур ное обозрение, 1989. № 5. С. 51.
  • Чуковский К. И. Ахматова и Маяковский//Вопросы литературы, 1988. № 1. С. 180.
  • Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм//Теория литературы. По этика. Стилистика. Л., Наука, 1976. С. 119-120.
  • Аннинский Л. Серебро и чернь//Литература, 1995. № 2. С. 3.
Еще
Статья научная