Воры и "малый оградец" Григория Чудотворца: земельная "собственность" в структуре русской киновии и особенности хозяйственной деятельности Киево-Печерского монастыря в последней трети XI века

Автор: Чебаненко Сергей Борисович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 2 (101), 2022 года.

Бесплатный доступ

В Киево-Печерском патерике сообщается о небольшом земельном участке, который возделывал монах Григорий Чудотворец. Это первое известное упоминание о монастырском саде в Древней Руси. Столкновения Григория с ворами, которые посягали на его урожай, раскрывают подробности, касающиеся хозяйственной деятельности Печерского монастыря в целом. Участком занимался сам монах, он же решал вопросы, связанные с посягательствами на него извне, поэтому это «его» огород и сад. Но участок полностью не обособлялся из структуры монастырского хозяйства: там, вероятно, трудился не один монах Григорий, урожай шел на общий стол, а пойманные в «оградце» воры работали на весь монастырь. «Малый оградец» был явочным порядком заведен самим монахом и стал восприниматься как его личный участок. Это было нарушением Студийского устава, который был введен Феодосием Печерским и действие которого стало ослабевать после его смерти. Владение отдельным участком было своеобразной привилегией, связанной высоким положением инока в монастырской иерархии. До монаха Григория выращивание плодовых деревьев не было характерно для монастырского хозяйства. Сад отличался и тем, что в нем, вероятно, выращивалась яблоня домашняя (Malus domestica Borkh), редкое для Руси того времени растение (в отличие от дикорастущих видов), завезенное из Греции, чьи плоды были особенно привлекательными и внешне, и с гастрономической точки зрения.

Еще

Древняя русь, киево-печерский монастырь, киево-печерский патерик, инок григорий чудотворец, общежитийный монастырь, хозяйство, сад, монастырский сад, владение, собственность, яблоня, malus domestica borkh

Короткий адрес: https://sciup.org/140293643

IDR: 140293643

Список литературы Воры и "малый оградец" Григория Чудотворца: земельная "собственность" в структуре русской киновии и особенности хозяйственной деятельности Киево-Печерского монастыря в последней трети XI века

  • Акты (1873) — Акты русского на святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев: Тип. Киевопечерск. Успенск. лавры, 1873. XXIV, 616 с.
  • Древнерусские княжеские уставы (1976) — Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М.: Наука, 1976. 240 с.
  • Духовная грамота (1868) — Духовная грамота преподобного Иосифа Волоцкого // Великие Минеи Четии. Сентябрь. Дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 499-615.
  • Житие Саввы Освященного (1901) — Житие Саввы Освященного // Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Вып. 10: Декабрь, дни 1-5. СПб.: Синодальная типография, 1901. Стб. 444-551.
  • Житие Феодосия Печерского (1997) — Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI — середина XII века. С. 352-434.
  • 43 Между тем в главах о трапезе и распределении пищи упомянуты сливы, смоквы (оливки, маслины), виноград, орехи (Типикон патриарха Алексия, 2001, 368-380).
  • Иосифа игумена Духовная Грамота (2001) — Иосифа игумена, иже на Волоце Ламском. Духовная Грамота Преподобнаго Игумена Иосифа // Древнерусские иноческие уставы. М.: Северный паломник, 2001. С. 57-157.
  • Краткая редакция Устава (2001) — Краткая редакция Устава прп. Иосифа Волоцко-го // Древнерусские иноческие уставы. М.: Северный паломник, 2001. С. 187-215.
  • Монастырский устав (1959) — Монастырский устав // Послания Иосифа Волоцко-го / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. С. 296-319.
  • Патерик (1911) — Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1911. II, 275, [4] с.
  • Типикон патриарха Алексия (2001) — Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Моск. патриархии, 2001. 428 с.
  • Actes de l'Athos (1906) — Византийский временник. 1906. Приложение к XII тому. № 1. Actes de l'Athos. III. Actes d'Esphigménou, publiés par le R. P. Louis Petit et W. Regel. 156 с.
  • Leben des Sabas (1939) — Leben des Sabas // Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis. Lepzig, 1939. S. 85-201.
  • Абрамович (1902) — Абрамович Д.И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб.: Отделение русского языка и словесности Имп. АН, 1902. [2], III, XXIX, 213 с.
  • Артамонов (2013) — Артамонов А. Ю. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: по поводу нового исследования А. Поппэ // Вестник церковной истории. 2013. № 1-2. С. 361-387.
  • Бахрушин (1937) — Бахрушин С. В. К вопросу о крещении Киевской Руси // Историк-марксист. 1937. № 2. С. 40-77.
  • Башлыкова (2019) — Башлыкова М.Е. Топика чудес в Киево-печерском патерике (на материале церковнославянских и польскоязычной редакций) // Литература Древней Руси. Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени». М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 138-159.
  • Безусъко и др. (2001) — Безусъко Т.В., Томашевський Ю.П., ¡вакш Г.Ю. Новi даш про флору та рослиншсть стародавнього Киева (за матерiалами палшолопчних дослщ-жень) // Науковi записки НаУКМА. 2001. Т. 19. Ч. 2. С. 389-391.
  • Безусъко и др. (2011) — БезуськоЛ.Г., Мосякт С.Л., Безусько А.Г. Закономiрностi та тенденцп розвитку рослинного покриву Украши у тзньому плейстоцеш та голоцеш. К.: Альтерпрес, 2011. 448 с.
  • Бълхова (2000) — Бълхова М.И. О монастырском уставе в Древней Руси: Середина XI — середина XIV в. // Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 47-54.
  • Бълхова (2002) — Бълхова М. И. Монастыри на Руси XI — середины XIV века // Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки. М.: Наука, 2002. 346 с. С. 25-56.
  • Васиховская (2019) — Васиховская Н. С. Киево-Печерский монастырь во второй половине XI — первой половине XIII века. 2019. 196 с.
  • Гайденко и др. (2013) — Гайденко П.И., Москалёва Л.А., Фомина Т.Ю. Церковь домонгольской Руси: иерархия, служение, нравы. М.: Университетская книга, 2013. 150 с.
  • Гайденко (2015) — Гайденко П. И. Несколько замечаний о социальных аспектах древнерусского монашества XI — первой половины XIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. Вып. 4(12). С. 48-78.
  • Гайденко (2016) — Гайденко П.И. Монастырские пиры, трапезы (несколько набросков к жизни древнерусского монашества XI-XIII вв.) // Христианское чтение. 2016. №6. С. 371-392.
  • Гайденко (2017а) — Гайденко П.И. К вопросу об источниках содержания древнерусского монашества кон. X — первой трети XIII вв. // Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. 2017. Вып. 7. С. 74-92.
  • Гайденко (2017b) — Гайденко П.И. Можно ли спастись в роскоши? (о быте и пределах аскетических опытов древнерусского монаха XI-XIII вв.) // Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. 2017. Вып. 8. С. 7-17.
  • Голубинский (1904) — Голубинский Е.Е. История русской церкви. М.: Университетская типография, 1904. Т. 1. 2-я пол. 2, 926, XVII с.
  • Греков (1953) — Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Госполитиздат, 1953. 568 с.
  • Димитриев (2014) — Димитриев А.В. Материалы к истории садоводства в Среднем Поволжье // Научные труды Чебоксарского филиала Главного ботанического сада РАН. 2014. Вып. 7. С. 16-19.
  • Зимин, Лурье (1959) — Зимин А.А., Лурье Я.С. Археографический обзор // Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. С. 98-139.
  • Каждан (1971) — КажданА.П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа // Византийский временник. М., 1971. Т. 31. С. 48-70.
  • Кириллин (2009) — Кириллин В.М. «Отвещание любозазорным» преподобного Иосифа Волоцкого: размышление в лицах об иноческом подвиге как авторская самохарактеристика // Русская патрология. Материалы академической конференции. Сергиев Посад: Московская Православная Духовная Академия, 2009. С. 180-207.
  • Ключевский (1987) — Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. 430, [1] с.
  • Лангенфельд (1991) — Лангенфельд В. Т. Яблоня. Морфологическая эволюция, филогения, география, систематика. Рига, 1991: Зинатне. 224 с.
  • Лурье (1988) — Лурье Я. С. Иосиф Волоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV-XVI в. Ч.1: А-К. Л.: Наука, 1988. 516 с. С. 434-439.
  • Ольшевская, Травников (1999) — ОльшевскаяЛ. А., Травников С.Н.. Комментарии // Древнерусские патерики. М., 1999. С. 386-456.
  • Пашкевич (1991) — Пашкевич Г. А. Палеоэтноботанические находки на территории Украины. Древняя Русь. Каталог. К.: Б. и., 1991. 45 с.
  • Пашкевич (2010) — Пашкевич Г.О. Палеоетноботашчт дослщження давньоруського часу та середньовiччя на територп Украши // Археолопя i давня iсторiя Украши: Зб. наук. пр. К.: 1А НАН Украши, 2010. Вип. 1. С. 477-483.
  • Пашкевич (2014) — Пашкевич Г. О. Палеоботашчш знахщки на територш монастирив Украини // Мкта Давньой Русь К.: «Стародавнш свгг», 2014. С. 132-139.
  • Петраускас (2006) — Петраускас А.В. Ремесла та промисли сшьського населення Се-реднього Подншров'я в 1Х-Х111 ст. К.: КНТ, 2006. 200 с.
  • Помология (2005) — Помология. Т.1: Яблоня / Под ред. Е.Н. Седова. Орел: Изд-во ВНИИСПК, 2005. 576 с.
  • Пономаренко (1992) — Пономаренко В. В. Дикорастущие виды рода Malus Mill Европы, Кавказа, Сибири и Средней Азии (биология, систематика, исходный материал для селекции). Автореф. дис. ... докт. биол. наук. СПб., 1992. 38 с.
  • Пономаренко (2009) — Пономаренко В.В. Современные представления о первичном центре доместикации и вторичных центрах генетического разнообразия яблони домашней — Malus domestica Borkh // Труды по прикладной ботанике, генетике и селекции. СПб., 2009. Т. 166. С. 202-208.
  • Пономаренко В., Пономаренко К. (2012) — Пономаренко В.В., Пономаренко К. В. Идеи Н. И. Вавилова в современных исследованиях рода Malus Mill. — яблоня // Труды по прикладной ботанике, генетике и селекции. СПб., 2012. Т. 169. С. 225-228;
  • Пономаренко В., Пономаренко К. (2013) — Пономаренко В. В., Пономаренко К. В. Генофонд сортов яблони народной селекции — национальное достояние России // Научные труды ГНУ СКЗНИИСиВ. 2013. Т. 1. С. 53-57.
  • Поппэ (2011) — Поппэ А. Студиты на Руси. Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. К.: 1нститут кторп Украши НАН Украши, 2011. 150 с.
  • Приселков (2003) — Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб.: Санкт-Петербургская издательско-книготорговая фирма «Наука», 2003. 245 с.
  • Регель 1896 — Регель А. Изящное садоводство и художественные сады: Историко-дидактический очерк. СПб.: Издание Г. Б. Винклер, 1896. XI, 229 с.
  • Пузанов (2007) — Пузанов В. В. Социокультурные конструкты и образы повседневности в «Житии Феодосия» // Вестник Удмуртского университета. 3. История. 2007. № 7. С. 3-28.
  • Романенко (2002) — Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Молодая гвардия, 2002. 327, [2] с.
  • Романов (2002) — Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. М.: Территория, 2002. 256 с.
  • Савин и др. (2017) — Савин Е.З., Чибилёв A.A., Березина Т.В., Кузьмин H.H., Логинчив Е. К. Яблоня лесная в лесостепных и степных ландшафтах Заволжско-Уральского региона // Известия Оренбургского Государственного аграрного университета. 2017. № 2 (64). С. 63-65.
  • СлДрЯ XI-XIV вв. (1991) — Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.): в 10 т. М.: Русский язык, 1991. Т. 4. 559 с.
  • СлРЯ XI-XVII вв. (1978) — Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1978. Вып. 5. 392 с.
  • СлРЯ XI-XVII вв. (1979) — Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1979. Вып. 6. 360 с.
  • Смолич (1997) — Смолич И. К. Русское монашество 988-1917 гг. Жизнь и учение старцев. М.: Православная энциклопедия, 1997. 606, 1 с.
  • Срезневский (1893) — Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русского языка. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1893. Т. 1. IX с., 1420 стб, 49 с.
  • Старославянский словарь (1994) — Старославянский словарь (по рукописям X-XI вв.) / Под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой. М.: Русский язык, 1994. 842 с.
  • Творогов (2008) — Творогов О. В. Переводные жития святых в древнерусской книжности XI-XV вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. 2008. Т. 59. С. 115-132.
  • Федотов (2000) — Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 8: Святые Древней Руси М.: Мартис, 2000. 268 с.
  • Фроянов (2001) — ФрояновИ.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории // Фроянов И.Я. Начала Русской истории. Избранное. М.: Издат. дом «Парад», 2001. С. 331-482.
  • Харин (2015) — Харин Е.С. Быт и нравы древнерусского монашества XI-XIII вв. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. 245 с.
  • Чебаненко (2017) — Чебаненко С.Б. Кровная месть или смертная казнь: об одном известии о Григории Чудотворце (последняя треть 11 века) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2017. Вып. 8. С. 81-97.
  • Черный (2010) — Черный В.Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 174 с.
  • Щапов (1989) — Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси, X-XIII вв. М.: Наука, 1989. 232 с.
  • Щапов (2002) — Щапов Я.Н. Монашество на Руси в XI-XIII веках // Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки. М.: Наука, 2002. С. 13-24.
  • Bezusko et al. (2003) — Bezusko L. G., Bezusko T. V., Mosyakin S. L. A Reconstruction of the Flora and Vegetation in the Central Area of Early Medieval Kiev, Ukraine, Based on the Results of Palynological Investigations // Urban Habitats. 2003. Vol. 1. No. 1. P. 105-119.
Еще
Статья научная