Вопрос о расколе в журналах "Время" и "Эпоха" (1861-1865)

Автор: Алексеева Любовь Викторовна

Журнал: Неизвестный Достоевский @unknown-dostoevsky

Статья в выпуске: 1, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена теме раскола в журналах братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Содержание опубликованных в них статей и рецензий рассмотрено с точки зрения почвеннического направления изданий, позиция редакции которых была сформулирована в «Объявлении об издании в 1861 году журнала “Время”», ставшем программным документом. Главная идея «Времени», а также последовавшей за ним «Эпохи», заключалась в необходимости слияния образованной части общества и народа, между которым произошел разрыв, раскол, духовный, политический, социальный, вследствие не только церковной реформы XVII в., но и дальнейших государственных преобразований, вызвавших неприятие народа. Идея журналов Достоевских заключалась в понимании и познании народа, признании его самобытности, обращении к народному началу, «почве», развитии общинной формы устройства жизни, синтезе тех идей, которые развивает Европа и которые найдут свое развитие в русской народности. Эти мысли вобрала в себя идея усиленного «познания России» Ф. М. Достоевского, которая нашла отражение в его статье «Два лагеря теоретиков». На материале публикаций журналов «Время» и «Эпоха» показано, что понятие «раскол» в сознании авторов XIX в. было гораздо шире, чем историческое явление, вызванное церковной реформой XVII в. Они понимали раскол не только как религиозное, но и как социальное, политическое явление, которое требует глубокого изучения и исправления, синтеза европейских и народных начал.

Еще

«Время», «Эпоха», Ф. М. Достоевский, почвенничество, раскол, старообрядчество, сектантство, земство, община

Короткий адрес: https://sciup.org/147227415

IDR: 147227415   |   DOI: 10.15393/j10.art.2021.5281

Список литературы Вопрос о расколе в журналах "Время" и "Эпоха" (1861-1865)

  • Агашипа Е. Н. Тема религиозного раскола в журнале M. M. и Ф. M. Достоевских «Время» // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 3. С. 5-7.
  • Агеева Е. Тайпа Старой веры в русской литературе (по архиву Н. С. Лескова и библиотеке Ф. M. Достоевского) // II Mеждyнаpодный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте»: избр. доклады и тезисы. M., 2008. С. 382-383.
  • А. П. Щапов в Иркутске: неизданные материалы / подг. А. Н. Турупов, вступ. ст. Б. К. Козьмипа. Иркутск: ОГИЗ, Иркутское областное издательство, 1938. 103 с. [Электронный ресурс]. URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/6275/read.php (14.12.2020).
  • Баршт К. А. О «реализме в высшем смысле» и символе веры Ф. M. Достоевского // Russica Romana. Rivista internazionale di studi russistici. Pisa-Roma: Fabrizio Serra Editore, 2017. Vol. XXIV. С. 29-46 [Электронный ресурс]. URL: http://pushkinskijdom.ru/wp-con-tent/uploads/2019/12/166.-Stranitsy-iz-Russica-Romana-2017_Impaginato.-Riv804.pdf (14.12.2020).
  • Баршт К. А. «.Исходил, благословляя, папа-антихрист». Об одпой парадоксальной формулировке в подготовительных материалах к ромапу Ф. M. Достоевского «Бесы» // Новый филологический вестпик. 2019. № 2 (49). С. 116-131. DOI: 10.24411/2072-93162019-00037
  • Белов С. В. Энциклопедический словарь «Ф. M. Достоевский и его окружение»: в 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 2. 544 с.
  • Библиотека Ф. M. Достоевского: Опыт реконструкции. Научное описание / отв. ред. Н. Ф. Будапова. СПб.: Наука, 2005. 338 с.
  • Варламова Д. В. Жепский вопрос в журналах M. M. и Ф. M. Достоевских «Время» и «Эпоха»: дис. ... капд. филол. паук. M., 2017. 158 с.
  • Вишлепкова Е. А. Историк в условиях демократического подъема 1850-1860-х гг. // Освободительное движение в России: межвуз. сб. пауч. тр. Саратов: Саратов. пац. исслед. гос. университет им. Н. Г. Чернышевского, 2003. Вып. 20. С. 67-78 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes/9873/04.pdf (14.12.2020).
  • Водолазко В. Н. Н. П. Гиляров-Платонов о пореформенном старообрядчестве // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы V науч.-практ. конф. (20-21 ноября 2000 г., Mосква). M., 2000. С. 39-45.
  • Гроссмап Л. П. Семипарий по Достоевскому: материалы, библиография и комментарии. M.; Пг.: Гос. изд-во, 1922. 120 с.
  • Дмитриев А. П. Преодоление «вероисповедной ксенофобии»: тема старообрядчества в русской литературе 1870-1880-х гг. (И. С. Аксаков, Н. П. Гиляров-Платонов, Н. С. Лесков и др.) // Вестпик Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13. Вып. 4. С. 180-189.
  • Дмитриев А. П. Н. С. Лесков и Н. П. Гиляров-Платонов: моменты единомыслия и разногласий в публицистике современников // Вестник Костромского государственного университета. 2018. № 2. С. 111-115.
  • Дмитриев А. П. Н. П. Гиляров-Платонов и русская литература 1850-1880-х годов: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2019. 722 с.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания. 1846-1917 / вступ. ст., подгот. текста, примеч. И. С. Андриановой и Б. Н. Тихомирова. М.: Бослен, 2015. 768 с.
  • Заборова Р. Б. Ф. М. Достоевский и Литературный фонд (по архивным документам) // Русская литература. 1975. № 3. С. 158-170.
  • Захаров В. Н. Почвенничество в русской литературе: метафора как идеологема // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. № 10. С. 14-24 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457946697.pdf (14.12.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2012.335
  • Захаров В. Н. Идея Достоевского: усиленное познание России как задача образования // Неизвестный Достоевский. 2016. № 3. С. 3-13 [Электронный ресурс]. URL: https://un-known-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1477920447.pdf (14.12.2020). DOI: 10.15393/j10. art.2016.2781
  • Кирпотин В. Я. Достоевский в шестидесятые годы. М.: Худож. лит., 1966. 560 с.
  • Коган Г. Ф. Журнал «Время» и революционное студенчество 1860-х годов // Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. М: Наука, 1973. С. 581-593. (Литературное наследство; т. 86).
  • Криницкая Г. С. Тайные секты в России: исторический очерк. Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2010. 35 с. [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/ pdf/287422688.pdf (14.12.2020).
  • Ляпина А. В. Выпускники Казанской духовной академии в истории Самарской духовной семинарии в первый период ее работы до реформы 1867 года // Научные труды Самарской духовной семинарии / Самарская епархия Русской Православной церкви; Самарская духовная семинария. Самара: Книжное издательство, 2018. С. 223-237.
  • Мальцев А. И. Староверы-странники во второй половине XVIII — начале XIX века. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1986. 473 с.
  • Мальцев А. И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII — начале XIX в.: проблема взаимоотношений / РАН, Сибир. отд-е, Ин-т истории; отв. ред. Н. Н. Покровский, Н. С. Гурьянова. Новосибирск: Сова, 2006. 572 с.
  • Молзинский В. В. Николай Иванович Костомаров и его концепция старообрядчества // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы X Международной конференции 2011 г. URL: http://www.borovskold.ru/content.php?page=lonuemcd_ rus&id=91&sid=83 (14.12.2020). (a)
  • Молзинский В. В. Старообрядчество в культуре дореволюционной России как проблема исторической науки // Вестник СПбГУКИ. 2011. Март. С. 47-54. (b)
  • Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Время» (1861-1863). М.: Наука, 1972. 317 с.
  • Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха» (1864-1865). М.: Наука, 1975. 304 с.
  • Нечкина М. В. А. П. Щапов в годы революционной ситуации. Письмо к П. П. Вяземскому от 8 октября 1861 г. // Революционные демократы. Новые материалы. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 645-668. (Литературное наследство; т. 67).
  • Панюкова Т. В. Примечания А. Г. Достоевской к произведениям Ф. М. Достоевского (две редакции) // Неизвестный Достоевский. 2016. № 2. С. 70-80 [Электронный ресурс]. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1471945236.pdf (14.12.2020). DOI: 10.15393/j10.art.2016.2725 (a)
  • [Панюкова Т. В.] Примечания А. Г. Достоевской к сочинениям Ф. М. Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2016. № 2. С. 81-137 [Электронный ресурс]. URL: https:// unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1468928687.pdf (14.12.2020). DOI: 10.15393/j10. art.2016.2741 (b)
  • Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. и перераб. / вступ. ст. Д. С. Лихачева. Новосибирск: Сова, 2005. 344 с.
  • Севастьянов И. М. Система образования в старообрядчестве. 1905-1918 гг.: источниковедческий аспект // Вестник архивиста. 2014. № 2. С. 81-91 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestarchive.ru/2014-2/2840-sistema-obrazovaniia-v-staroobriadchestve-1905-1918-gg-istochnikovedcheskii-aspekt.html (14.12.2020).
  • Снигирева С. Д. Историософские воззрения Ф. М. Достоевского и демократическая концепция раскола А. П. Щапова // Litera. 2020. № 5. С. 14-26 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32888 (14.12.2020). DOI: 10.25136/24098698.2020.5.32888
  • Соколова В. Ф. Тема церковного раскола в публицистике и художественном творчестве Ф. М. Достоевского // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VII науч.-практ. конф. (22-24 февраля 2005 г., Москва — Боровск). М., 2005. Т. 2. С. 288-294.
  • Эткинд А. М. Хлыст: секты, революция и литература / каф. славистики Ун-та Хельсинки. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 688 с.
  • Юхименко Е. М., Мальцев А. И., Агеева Е. А. Беспоповцы // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. IV. С. 702724 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/%D0%B1%D0%B5%D1%81% D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2.html (14.12.2020).
  • Peace R. The Depiction of the Russian Sects in «Vremia» and «Epocha» // Dostoevsky Studies. New Series. 2014. Vol. 18. Pp. 35-43.
Еще
Статья научная