Влияние философских и эстетических концепций на описание акустических характеристик гласных (конец XVII - начало XX в.)

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются возможные прямые и косвенные влияния предшествующей культурной и научной традиции на исследовательские методы в различные эпохи и на полученные учеными экспериментальные данные. Ретроспективный порядок изложения, принятый в статье, отражает ход проведенного исследования. Показано, что при измерении акустических характеристик гласных ученые второй половины XIX - начала XX в. использовали наборы камертонов. Наиболее яркий, характерный тон в звучании гласного определялся на слух. В результате таких экспериментов были обнаружены октавные соотношения между характерными тонами отдельных гласных. Психологические особенности эксперимента, научная и культурная традиция характеризуются как факторы, которые могли повлиять на результаты акустического анализа. Изучение работ авторов XVII в., стоявших у истока описания акустических характеристик гласных, позволило обнаружить, что философско-эстетические воззрения той эпохи могли прямо или косвенно повлиять на описания гласных не только в XVII в., но и в более позднее время: идея «основных» гласных «алфавита Адама» отразилась на создании фонетического инструментария в XIX в., а идея общей гармонии и поиск пропорции прослеживается в описаниях гласных вплоть до начала XX века.

Еще

История фонетических исследований, акустические характеристики гласных, характерный тон, алфавит адама, камертоны, философско-эстетические концепции, научная революция, музыкальная нотация

Короткий адрес: https://sciup.org/149131562

IDR: 149131562   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2020.3.13

Список литературы Влияние философских и эстетических концепций на описание акустических характеристик гласных (конец XVII - начало XX в.)

  • Гордина М. В., 1997. Фонетика французского языка. СПб. : Изд-во СПбГУ 304 с. Гордина М. В., 2006. История фонетических исследований (от античности до наших дней). СПб. : Изд-во СПбГУ 538 с.
  • Гудимова С. А., 2017. Музыка в контексте культуры : сб. ст. / отв. ред. И. Л. Галинская. М. : ИНИОН РАН. 447 с.
  • Иванов Вяч. Вс., 2010. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 7 т. Т. 7, кн. 1. М. : Знак. 720 с.
  • Лазутина Т. В., 2008. Язык музыки. Екатеринбург : Банк культур. информ. 192 с.
  • Реале Дж., Антисери Д., 1994. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 2. СПб. : Петрополис. 368 с.
  • Реале Дж., Антисери Д., 1996. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 3. СПб. : Петрополис. 736 с. Analyse formantique des voyelles orales du français en contexte isolé: à la recherche d'une reference pour les apprenants FLE, 2012 / L. Georgeton [et al.] // Actes de la conference conjointe JEP-TALN-RECITAL. Vol. 1. Р. 145-152. URL: https:// www. aclweb. org/anthology/F 12-1019.pdf.
  • Bondarko L., Verbickaia L., 2015. Un linguiste de l'âge d'argent toujours actuel // Cahiers du institute de linguistique et des sciences du langage. № 43. P. 13-20.
  • Campanini S., 2014. The Quest for the Holiest Alphabet in the Renaissance // A Universal Art. Hebrew Grammar Across Disciplines and Faiths. Boston : Brill. P. 196-245. DOI: https://doi.org/ 10.1163/9789004277052_012.
  • Copenhaver B., 1999. The Occultist Tradition and Its Critics // The Cambridge History of Seventeenth-Century Philosophy / ed. by D. Garber, M. Ayers. Oxford : Blackwell. P. 454-512. DOI: https:// doi.org/10.1017/CHOL9780521307635.018.
  • Dahl G., 2011. Books in Early Modern Norway. Leiden : Brill. 242 p.
  • Delattre P., 1948. Un triangle acoustique des voyelles orales du français // French Review. Vol. 21, № 6. P. 477-484.
  • Droixhe D., 2010. À l'ami Daniel Georg Morhof // Language and History. Vol. 53, № 2. P. 97-114.
  • Forshaw P. J., 2013. Cabala Chymica or Chemia Cabalistica - Early Modern Alchemists and Cabala // Ambix. Vol. 60, № 4. P. 361-389. DOI: https:// doi.org/10.1179/0002698013Z.00000000039.
  • Gendrot C., Adda-Decker M., Vaissiere J., 2008. Les voyelles /i/ et /y/ du français: focalisation et variations formantiques // Actes de XXVIIèmes Journées d'étude de la parole. Avignon : [s. n.]. P. 205-208.
  • Gouk P., 2012. Music and the Emergence of Experimental Science in Early Modern Europe // Sound Effects. Vol. 2, № 1. P. 6-21. DOI: https://doi.org/10.7146/se.v2i1.5183.
  • Klijnsmit A.J., 1996. F.M. van Helmont: Kabbalist and Phonetician // Studia Rosenthaliana. Vol. 30, № 2. P. 267-281.
  • Kochetkova U., Skrelin P., 2019. "Observer effect" in Late 19th and Early 20th Century Measurements of Vowel Characteristic Tones // Proceedings of the 19th International Congress of Phonetic Sciences. Melbourne ; Canberra : Australasian Speech Science and Technology Association Inc. P. 1917-1921.
  • Morrison T., 2011. Chronology, Prisca Sapientia and the Temple // Isaac Newton's Temple of Solomon and His Reconstruction of Sacred Architecture. Basel : Springer. P. 13-27. DOI : https://doi.org/ 10.1007/978-3-0348-0046-4_2.
  • Ohala J. J., 1991. The Integration of Phonetics and Phonology // Actes du XIIeme Congres international des sciences phonetiques (France, Aix-en-Provence, 19-24 août 1991). Vol. 1. P. 1-16. URL: http:// linguistics.berkeley.edu/~ohala/papers/ integration_phonetics_and_phonology.pdf.
  • Pantalony D., 2009. Altered Sensations: Rudolph Koenig's Acoustical Workshop in Nineteenth-Century Paris. L. ; N. Y. : Springer. 399 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-90-481-2816-7.
  • Pfitzinger H., Niebuhr O., 2011. Historical Development of Phonetic Vowel Systems - The Last 400 Years // Proceedings of the 17th ICPhS (Hong Kong, 17-21 Aug. 2011). Р. 160-163. URL: https:// pdfs. semanticscholar.org/814a/4017d915869e5d 7802619ca467246429ca0f.pdf.
  • Skrelin P., Kochetkova U., 2017. Standard French Vowel Formants vs. Characteristics Tones of Rousselot: Tuning Forks Technique Revisited // Proceedings of the Second International Workshop on the History of Speech Communication Research (Helsinki, Aug. 18-19, 2017). Dresden : TUDPress. Р. 45-54.
  • Sturm P., 2015. The Prague Historical Collection of Tuning Forks: A Surviving Replica of the Koenig Tonometre // Proceedings of the First International Workshop on the History of Speech Communication Research (Dresden, Sept. 4-5, 2015). Dresden : TUDpress, Р. 95-105.
  • The Cambridge History of Seventeenth Century Music, 2008. Cambridge : CUP. 591 p. DOI: https:// doi.org/10.1017/CH0L9780521792738.
  • The History of Science and Religion in the Western Tradition : An Encyclopedia, 2000 / ed. by G. B. Ferngren. N. Y. ; L. : Garland Publishing. 690 p.
  • Vilain C., Berthommier F., Вйё L.-J., 2015. A Brief History of Articulatory-Acoustic Vowel Representation // Proceedings of the First International Workshop on the History of Speech Communication Research (Dresden, Sept. 4-5, 2015). Dresden : TUDpress, Р. 148-159. URL: https ://mafiadoc. com/page-1 -a-brief-history-of-articulatory-acoustic-vowel-representation-_5b4e4dbd097c47361e8b4569.html.
  • Wtor S., 1887. Elemente der Phonetik und Orthoepie des Deutschen, Englischen und Franzözischen, mit Rücksicht auf die Bedürfnisse des Lehrpraxis. Heilbronn : Henninger. 270 p.
  • Wardhaugh B., 2008. Musical Logarithms in the Seventeenth Century: Descartes, Mercator, Newton // Historia Mathematica. Vol. 35, iss. 1. P 19-36. DOI: https://doi.org/10.1016/j.hm.2007.05.002.
  • Щерба, Л. В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. СПб. : Эрлих, 1912. 155 с.
  • Agrippa, H. C. De occulta philosophia, libri tres, 1533. URL: https://archive.org/details/DeOccultaPhilo sophiaLoc 1533/page/n3/mode/2up. Bang, Th. Caelum orientis et prisci mundi triade exercitionum literariarum repraesentatum. Copenhagen : [s. n.], 1657. 224 p.
  • De cabala sacra et de ineffabili Dei nomine Tetragrammaton, 1623. URL: https://archive.org/ details/MsFederici39/page/n17/mode/2up.
  • Francis Mercury van Helmont's Sketch of Christian Kabbalism Leiden : Brill, 2012. 183 p.
  • Helmholtz, H. von. On the Sensations of Tone as a Physiological Basis for the Theory of Music. London : Longmans, Green and Co., 1875. 801 p.
  • Koenig, R. Quelques expériences d'acoustique, 1882. P. : Lahure. 248 p.
  • Monumentorum Italiae, quae hoc nostro saeculo et a Christianis posita sunt, libri quatuor, editi a Laurentio Schradero... Haelmaestadii [Helmstedt] : typis Iacobi Lucij, 1592. 410 l.
  • Pantheo, I. A. Ars et theoria transmutationis metallicae cum voarchadumia, 1550. URL: https:// archive.org/details/hin-wel-all-00002587-001/ page/n3/mode/2up.
  • Reyher, S. Mathesis Mosaica, sive Loca Pentateuchi Mathematice explicata. Kiel : Reumann, 1679. 808 p.
  • Rousselot, P. Principes de Phonétique Expérimentale 1. P. : Welter, 1901. 638 p.
  • Rousselot, P. Phonétique expérimentale et surdité // La parole: revue internationale de rhinologie, otologie, laryngologie et phonétique exprérimentale. Paris : Institut de laryngology et orthophonie, 1903. URL: https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/bpt6k5484753z/f9.image.
  • Rousselot, P. Principes de Phonétique Expérimentale 2. Paris : Didier, 1925. 621 p.
  • Rousselot, P. Laclotte F. Précis de prononciation française. Paris : Welter, 1902. 266 p.
  • Three Books of Occult Philosophy or Magic by the Famous Mystic Henry Cornelius Agrippa von Netesheim. Book 1. URL: https://archive.org/ details/cu31924028928236.
  • Van Helmont, F. M. The Alphabet of Nature. Leiden : Brill, 2007. 264 p.
Еще
Статья научная