Визуально-графический облик эклог и идиллий А. П. Сумарокова

Бесплатный доступ

Проблемы теоретического осознания и исторического изучения визуальной культуры во всем ее многообразии в последнее время становятся все более актуальными и являются предметом исследования в различных областях знания. Поэзия XVIII в. является важнейшим периодом как формирования русского стиха вообще (реформа В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова), так и возможностей визуально-графического развития стихотворного текста. Лирика А. П. Сумарокова как одного из ярчайших представителей литературы XVIII в., теоретика и практика русского стихосложения представляет собой закономерный этап в развитии специфики визуального облика стихотворного текста. Целью данной статьи является исследование визуально-графического оформления стихотворных текстов А. П. Сумарокова в контексте общих визуальных тенденций эпохи. Материалом работы стали эклоги и идиллии, собранные в восьмом томе «Полного собрания всех сочинений: в стихах и прозе» (1781-1782 гг.) А. П. Сумарокова, изданном Н. И. Новиковым. Оригинальное графическое оформление этого старопечатного издания позволяет с большей вероятностью говорить о сохранении и отражении визуального своеобразия авторского текста. Комплексные методы исследования позволили определить, что в творчестве поэтов XVIII века можно наблюдать особые графические приемы, характерные для стихотворных текстов эпохи, возможно, не так ярко воспринимаемые на фоне разнообразной визуальной поэзии ХХ века. Кроме фигурных стихотворений-надписей в стихотворениях А. П. Сумарокова можно встретить эксперименты с визуальным обликом строфы, длиной строки, отступами строк, дополнительные функции типографских знаков и проч.

Еще

Xviii век, а. п. сумароков, визуальный облик стихотворного текста, эклога, идиллия

Короткий адрес: https://readera.org/147235787

IDR: 147235787   |   DOI: 10.14529/ssh210412

Статья научная