Витализм Аполлона Григорьева и Достоевского

Автор: Кунильский Андрей Евгеньевич

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1 (170), 2018 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи - проанализировать весь спектр значений концепта «жизнь» в критических и художественных текстах А. А. Григорьева в связи с влиянием на него философии Шеллинга, показать его особую роль в распространении в русской культуре выражения «живая жизнь». Почвенники, и в их числе Григорьев, впервые характеризуются как «виталистская партия» (от vita - жизнь) в отечественной словесности, то есть объединение людей, в концепциях и произведениях которых концепт «жизнь» имеет основополагающее значение. Отмечается, что хотя почвенники были наследниками славянофилов, но у них слово «жизнь» лишено той этической однозначности, какой оно отличалось у А. С. Хомякова или К. С. Аксакова. Указывается на связь понятий «жизнь» и «почва», которые объединяет и то, что оба понятия отличаются определенной амбивалентностью. В первую очередь, такой взгляд характерен именно для Аполлона Григорьева. Эволюция понятия «живая жизнь» прослеживается на примере творчества Ф. М. Достоевского, в повести которого «Записки из подполья» в 1864 году это выражение было впервые использовано и потом неоднократно употреблялось в произведениях писателя. Повесть рассматривается как своеобразное продолжение поэмы Ап. Григорьева «Вверх по Волге». Но у Достоевского в тезаурус понятия «живая жизнь» входят смысловые элементы, которые не акцентировались Григорьевым. Это гармоничная (не амбивалентная) любовь и прощение. Данное обстоятельство объясняется тем, что понятие «жизнь» восходит у Григорьева и Достоевского к разным библейским архетипам (Ева и Христос). Приведенные выводы делаются впервые, чем обусловлена новизна и актуальность работы. Указывается на необходимость специальной разработки проблемы использования концептов «жизнь» и «живая жизнь» у Достоевского.

Еще

Русская литература второй половины xix века, критика а. а. григорьева, творчество ф. м. достоевского, тема жизни, витализм, "живая жизнь"

Короткий адрес: https://sciup.org/14751285

IDR: 14751285   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2018.21

Список литературы Витализм Аполлона Григорьева и Достоевского

  • Страхов Н. Н. Литературная критика. М.: Современник, 1984. С. 176.
  • Григорьев Аполлон. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 1.
  • Григорьев А. А. Эстетика и критика. М., 1980. С. 139.
  • Григорьев Аполлон. Воспоминания. Л., 1980. С. 301
  • Время. 1861. № 4. Апрель. Критическое обозрение. С. 26
  • Время. 1862. № 1. Критическое обозрение. С. 19.
  • Хомяков А. С. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 112.
  • сочинение «О жизни»: Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит., 1984. Т. 17. С. 130.
  • Воспомиания Аполлона Григорьева/Ред. и коммент. Р. В. Иванова-Разумника. М.; Л.: Academia, 1930. С. 338.
  • Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1986. Т. XXIX/1. С. 32.
  • Авдеева Л. Р. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. Философская культурология второй половины XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1992. 195 с.
  • Архангельская Р. В. Проблема ценности жизни в философии жизни//Философия ценностей: Материалы российской конф. (Курган, 15-16 апреля 2004 г.). Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. Вып. 2. С. 106-108.
  • Баранов С. Т., Золотарева Т. А. «Живая жизнь» Ф. М. Достоевского и «жизненный мир» Э. Гуссерля в плоскости дискурса повседневного сознания//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. № 10-1 (84). С. 21-24.
  • Богданова О. А. «Живая жизнь»: идеал женщины и проблема красоты в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»//Знание. Понимание. Умение. М., 2008. № 4. С. 78-82.
  • Дрошнева Н. В. Два пути к одной цели: «жизнь» в западноевропейской и русской философской традиции XIX-XX веков//Философия и социальная теория: Сб. науч. трудов. М.: Полиграф-Информ, 2003. Вып. 1. С. 103-121.
  • Дудкин В. В. Достоевский -Ницше: (Проблема человека). Петрозаводск: Изд-во КГПИ, 1994. 153 с.
  • Евлампиев И. И. «Записки из подполья» Ф. Достоевского: «живая жизнь» против «мертвой жизни»//Соловьевские исследования. Иваново, 2011. № 3 (31). С. 25-46.
  • Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев-критик. Ст. 1//Ученые записки Тартуского государственного университета. 1960. Вып. 98. С. 194-246.
  • Кунильский А. Е. «Жизнь» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»//Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз. сб. Петрозаводск, 1981. С. 55-66.
  • Ку нильский А. Е. Источники витализма в русской литературе первой половины XIX века//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2016. № 7-1 (160). С. 100-104.
  • Кунильский А. Е. Витализм в русской литературе первой половины XIX века//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 1 (162). С. 55-60.
  • Кустовская М. А. Изучение художественной системы Ф. М. Достоевского сквозь призму концепции «живой жизни»//Антикризисный потенциал русской интеллектуальной культуры: Сб. науч. трудов/Научный редактор -проф. В. П. Океанский. Иваново; Шуя: Центр кризисологических исследований ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. С. 96-116.
  • Кустовская М. А. Концепция «живой жизни» в творчестве Ф. М. Достоевского//Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 2011. Т. 9. С. 169-179.
  • Кустовская М. А. «Живая жизнь» в публицистике Достоевского//Достоевский и журнализм. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. С. 268-279.
  • Петренко Д. И. «Живая жизнь»: тексты Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в виталистическом осмыслении В. В. Вересаева//Textus. Ставрополь, 2014. Т. 14. № 14 (14). С. 202-211.
  • Философия Шеллинга в России. СПб.: Изд-во Русского Христианского ин-та, 1998. 528 с.
  • Davidson R. M. Moral Ambiguity in Dostoevski//Slavic Review. 1968. Vol. XXVII. No 2. June. P. 313-316.
Еще
Статья научная