Виды экспертной оценки в англоязычном искусствоведческом дискурсе о творчестве И. Наховой

Бесплатный доступ

Цель исследования состоит в изучении видов экспертной оценки художественной деятельности И. Наховой и способов их репрезентации в англоязычном искусствоведческом дискурсе. На основе когнитивно-дискурсивного анализа аксиологичности альбомного издания “Irina Nakhova. Museum on the Edge”, подготовленного Джейн Шарп и Джулией Туловски к выставке художницы в музее Циммерли, изучены субъект, объект и виды оценки, сформулированной для зарубежного зрителя. Выявлено, что субъект оценки характеризуется комплексностью и включает, во-первых, авторов издания, являющихся экспертами в области искусствоведения, во-вторых, саму художницу, чья оценка репрезентирована опосредованно, с помощью прямого и косвенного цитирования ее мнения, в-третьих, зрителя, точка зрения которого передана на основе авторского представления о ней. В зависимости от субъекта оценки выявлена реализация таких видов оценки, как внутренняя и внешняя, прямая и опосредованная. Если внутренняя оценка принадлежит художнику, то внешняя - авторам издания и реципиентам. Данные виды оценки соотносимы с процессами порождения и восприятия произведения искусства. Если прямая оценка принадлежит автору текста, то опосредованная сообщается автором текста, но принадлежит художнику и реципиенту. На основе анализа выявлена комплексность объекта оценки, включающего концепцию художницы, содержание и форму ее работ, их эстетическое воздействие на реципиента. Установлено, что в отношении концепции высказывается позитивная рациональная оценка со стороны экспертов и нейтральная рациональная оценка со стороны И. Наховой. Позитивная рациональная оценка содержания и формы работ может сопрягаться с негативной рациональной оценкой изображаемого объекта и негативной эмоциональной оценкой эстетического воздействия некоторых произведений на реципиента. Выявлено, что для доказательства оценки творчества И. Наховой используются аргументы от факта, ссылки на авторитет и реципиента, сопоставление с другими художниками. На основе проведенного анализа сделан вывод о полифоничности, полихромности и аргументированности оценки творчества И. Наховой в англоязычном искусствоведческом дискурсе.

Еще

Англоязычный искусствоведческий дискурс, творчество и. наховой, экспертная оценка, оценка внутренняя и внешняя, оценка прямая и опосредованная, рациональная позитивная оценка, рациональная нейтральная, аргументация оценки, средства репрезентации категории оценки, рационально-эмоциональная негативная оценка

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/147238642

IDR: 147238642   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2022-3-56-68

Список литературы Виды экспертной оценки в англоязычном искусствоведческом дискурсе о творчестве И. Наховой

  • Аксенова Н. В., Денисова Н. В., Магнес Н. О. Контрафактивная советская фотография как когнитивная область для оценочной деятельности (на материале англоязычного искусствоведческого дискурса) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 1. С. 40-51.
  • Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. 200 с.
  • АРСС - Англо-русский синонимический словарь / Ю. Д. Апресян, В. В. Ботякова, Т. Э. Латышева [и др.]. М.: Рус. яз., 1979. 544 с.
  • Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1998. 338 с.
  • Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  • Баженова Е. А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 139-146.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 484 с.
  • Болдырев Н. Н. Когнитивные доминанты языковой интерпретации // Когнитивные исследования языка. 2019. Вып. XXXVI. C. 43-52.
  • Белоножко Н. Д. Аллюзия как оценочное средство языка: на материале английского языка: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013. 19 с.
  • Данилевская Н. В. Научный текст как динамика оценочных действий // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 2. C. 20-28.
  • Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: URSS, 2005. 259 c.
  • Демьянков В. З. Когнитивные техники трансфера знания // Когнитивные исследования языка. 2016. Вып. XXVI. C. 29-32.
  • Денисова Н. В. Концептуальное искусство как способ консолидации коллективной памяти // Когнитивные исследования языка. 2021. № 3(46). С. 335-339.
  • Емельянова О. В. Имагосфера советского плаката (на материале монографии В. Боннелл «Ico-nography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin» // Материалы XIII Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием «Current Issues in Modern Linguistics and Humanities», 26 марта, Москва, Рос. ун-т дружбы народов. М., 2021. С. 504-514.
  • Ивин А. А. Основания логики оценки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 230 c.
  • Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 544 c.
  • Котюрова М. П. Современный научный текст. Сквозь призму дискурсивных изменений. М.: Флинта, 2019. 260 с.
  • Красильникова Л. В. Жанр научной рецензии: семантика и прагматика. М.: Диалог-МГУ, 1999. 137 с.
  • Маркелова Т. В. Прагматика и семантика средств выражения оценки в русском языке. М.: Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова, 2013. 297 с.
  • Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 168 с.
  • Мячинская Э. И. Интерпретация англоязычного искусствоведческого текста как когнитивного события // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2(41). С. 418-423.
  • Пашкова А. Д. Сопоставительное исследование категории оценки в медиа-политическом образо-
  • вательном дискурсе США и России: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2021. 24 с.
  • Пермякова Т. М. Динамика соотношения категорий оценки и аргументативности в газетных текстах 1980-1990-х гг. под влиянием социальных факторов (на материале газет русского и английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 1997. 22 с.
  • Петухова Т. И. Аспекты оценочной интерпретации в англоязычном искусствоведческом дискурсе // Когнитивные исследования языка. 2017. Вып. XXX. С. 283-286.
  • Петухова Т. И. Ценностная когнитивная доминанта как вектор интерпретации русского изобразительного искусства в англоязычном искусствоведческом дискурсе // Когнитивные исследования языка. 2021. № 3 (46). С. 600-603.
  • Петухова Т. И., Соколова Н. Ю., Хомякова Е. Г. Языковая репрезентация межкультурных отношений в англоязычном дискурсе, посвященном советскому изобразительному искусству периода «оттепели» // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 4. С 67-77.
  • Петухова Т. И., Хомякова Е.Г. Новое знание и биполярность оценочной интерпретации изобразительного искусства соцреализма в англоязычном искусствоведческом дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 4. С 53-63.
  • Скаженик Е. Н. Категория оценки в лингво-культурологическом и лингвокогнитивном аспектах: На материале речи студентов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 2002. 24 с.
  • Сретенская Л. В. Функциональная семантико-стилистическая категория оценки в научных текстах разных жанров (На материале текстов по строит. экологии): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1994. 16 с.
  • Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 141 с.
  • Фролова И. В. Оценочные стратегии в аналитических статьях качественной британской и российской прессы: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2016. 26 с.
  • Хомякова Е. Г. Лингвистический анализ оценки в англоязычном искусствоведческом дискурсе // Общество. Среда. Развитие. 2020а. № 4. С. 3-7.
  • Хомякова Е. Г. Диалог с художником. Линг-вокультурологический анализ текста одного интервью // Когнитивные исследования языка. 2020б. № 2 (41). С. 789-793.
  • Хомякова Е. Г. Интерпретация концепта Russian Artist в англоязычном тексте // Когнитивные исследования языка. 2021. № 3 (46). С. 281-284.
  • Шпякина О. А. Структура языкового концепта оценки в современном английском языке (на материале оценочных глаголов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. 24 с.
  • Basin J., Glatigny P. D., Piotrowski P. Art Beyond Borders: Artistic Exchange in Communist Europe (1945-1989). Leipzig Studies on the History and Culture of East-Central Europe. Vol. III. Budapest: Central European University Press. 2016. 518 p. URL: https://proxy.library.spbu.ru:4767/eds/ detail/detail?vid=12&sid=33403be7-77ed-448b-8e72-84ee3f099a72%40redis&bdata=Jmxhbmc9cnUmc2l 0ZT 1lZHMtbGl2ZSZzY29wZT 1zaXRl#AN= 11799 19&db=nlebk (дата обращения: 03.05.2022).
  • CD - Cambridge Dictionary. URL: https://dictio-nary.cambridge.org/ (дата обращения: 25.03.2022).
  • Dickerman L. Camera Obscura: Socialist Realism in the Shadow of Photography. October. 2000. Issue 93. P. 139-153. URL: https://proxy.library. spbu.ru:4767/eds/detail/detail?vid=13&sid=33403be 7-77ed-448b-8e72-84ee3f099a72%40redis&bdata= Jmxhbmc9cnUmc2l0ZT1lZHMtbGl2ZSZzY29wZT 1zaXRl#db=asn&AN=3680149 (дата обращения: 12.05.2022).
  • Hardiman L., Kozicharow N. Modernism and the Spiritual in Russian Art: New Perspectives. Cambridge: Open Book Publishers. 2017. 313 p. URL: https://proxy.library.spbu.ru:4767/eds/detail/detail?v id=22&sid=33403be7-77ed-448b-8e72-84ee3f099a 72%40redis&bdata=Jmxhbmc9cnUmc2l0ZT 1lZHM tbGl2ZSZzY29wZT1zaXRl#AN= 1682816&db=e00 1mww (дата обращения: 12.05.2022).
  • Hart C., Lukes D. Cognitive Linguistics in Critical Discourse Analysis: Application and Theory. Newcastle, UK: Cambridge Scholars Publishing. 2007. URL: https://eds.p.ebscohost.com/eds/ebook viewer/ebook/ZTAwMHh3 d 19fNTI0MTU2X 19BTg 2?sid=5b6c5bba-d40a-4779-ba 11-169406343812@ redis&vid=6&format=EB &rid=32 (дата обращения: 15.04.2022).
  • Bonnell V. Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. University of California Press, 1998. 385 p. (In Eng.)
  • Bowlt J. Russian and Soviet Painting at San Francisco // The Burlington Magazine. 1977. Vol. 119, No. 894. P. 671-672 URL: https://proxy.library.spbu. ru:2163/stable/ 878988#metadata_info_tab_contents (дата обращения: 18.07.2022).
  • Klevan A. Aesthetic Evaluation and Film. Manchester: Manchester University Press, 2018. 242 p. URL: https://eds.s.ebscohost.com/eds/detail/detail? vid=4&sid=c32ff25e-680a-4d74-a54b-75c7395ef0c 1%40redis&bdata=Jmxhbmc9cnUmc2l0ZT 1 lZHMtb Gl2ZSZzY29wZT 1zaXRl#AN= 1875941&db=nlebk (дата обращения: 05.06.2022).
  • Other Voices: Three Centuries of Cultural Dialogue between Russia and Western Europe. Roberts Gr.H. (ed.). Newcastle upon Tyne: Cambridge
  • Scholars Publishing, 2011. 248 p. URL: https://pro-xy.library.spbu.ru:4767/eds/detail/detail?vid=23&sid =33403be7-77ed-448b-8e72-84ee3f099a72%40redis &bdata=Jmxhbmc9cnUmc2l0ZT1lZHMtbGl2ZSZz Y29wZT1zaXRl#AN=553440&db=nlebk (дата обращения: 12.05.2022).
  • Roose H., Roose W., Daenekindt S. Trends in Contemporary Art Discourse: Using Topic Models to Analyze 25 years of Professional Art Criticism. Cultural Sociology. 2018. Vol. 12 (3). P. 303-324. URL: https://www.researchgate.net/publication/3244 17501_Trends_in_Contemporary_Art_Discourse_Us ing_Topic_Models_to_Analyze_25_years_of_Profess ional_Art_Criticism (дата обращения: 15.04.2022).
  • Rusnock K.A. Socialist Realist Painting During the Stalinist Era: The High Art of Mass Art. Lewiston, N.Y.: Edwin Mellen Press, 2010. 219 p. URL: https://proxy.library.spbu.ru:4767/eds/detail/detail?v id=10&sid=33403be7-77ed-448b-8e72-84ee3f099a7 2%40redis&bdata=Jmxhbmc9cnUmc2l0ZT 1 lZHMt bGl2ZSZzY29wZT1zaXRl#AN=483306&db=nlebk (дата обращения: 12.05.2022).
  • Sharp J.A., Tulovsky J. Irina Nakhova: Museum on the Edge. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press and the Zimmerli Art Museum, 2019. URL: https://proxy.library.spbu.ru:3648/ehost/ detail/detail?vid=4&sid=b3a3dd71 -ffff-4e3d-bc3a-c1ac1f2891 cc%40redis&bdata=JkF 1 dGhUeXBlPWl wJmxhbmc9cnU%3d#AN=2318016&db=nlebk (дата обращения: 31.01.2022).
  • Taroutina M. The Icon and the Square: Russian Modernism and the Russo-Byzantine Revival. University Park, Pennsylvania: Penn State University Press, 2018. 271 p. URL: https://proxy.library. spbu.ru:4767/eds/detail/detail?vid=25&sid=33403be 7-77ed-448b-8e72-84ee3f099a72%40redis&bdata= Jmxhbmc9cnUmc2l0ZT1lZHMtbGl2ZSZzY29wZT 1zaXRl#AN=1987321&db=nlebk (дата обращения: 12.05.2022).
  • Van Dijk T. Society and Discourse. How social contexts control text and talk. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 287 p.
  • Van Dijk T. Discourse and Knowledge. A Socio-cognitive Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 407 p.
  • Verschueren J. Understanding Pragmatics. London: Routledge, 1999. 312 p.
  • Victoria and Albert Museum. The Conscription of the Arts during the Cold War. URL: http://www.vam.ac.uk/content/articles/t/the-conscrip-tion-of-the-arts-during-the-cold-war/ (дата обращения: 10.06.2022).
  • Walsworth C. Soviet Salvage: Imperial Debris, Revolutionary Reuse, and Russian Constructivism. University Park, Pennsylvania: Penn State University Press, 2017. 233 p. URL: https://proxy.library.spbu.ru:4767/eds/detail/detail?vid=26&sid=33403be 7-77ed-448b-8e72-84ee3f099a72%40redis&bdata= Jmxhbmc9cnUmc2l0ZT1lZHMtbGl2ZSZzY29wZT 1 zaXRl#AN= 1615331&db=nlebk (дата обращения: 12.05.2022).
Еще
Статья научная