Вещный мир уильта Сахалина по материалам тунгусской экспедиции 1927-1928 гг

Бесплатный доступ

Статья посвящена систематизации и семантическому анализу вещевой коллекции уильта, собранной Б.А. Васильевым в ходе Тунгусской экспедиции 1927-1928 гг. на Сахалине. Имеющиеся публикации по данной теме ограничиваются в основном перечислением вещей. Поэтому целью данной статьи является аналитическое исследование вещного мира уильта в свете определения их этнической идентичности. Автор использует герменевтический и семантический подход к проблеме, рассматривая вещи как текст культуры и выявляя их смысловое значение. Особенности ландшафта Сахалина, комплексный характер хозяйства (речное рыболовство, морской промысел, охота и оленеводство), сочетание оседлости и перекочевок - все это лежит в основе этнокультурной идентичности уильта. В данном контексте в статье рассмотрены основные орудия хозяйственной деятельности и связанные с ними утварь, одежда, предметы культа, а также орнаментация предметов и их этнокультурная специфика. Изучение вещей из коллекции Б.А. Васильева показывает разнообразие этнокультурных связей уильта.

Еще

Вещный мир, уильта, сахалин, идентичность, российский этнографический музей, тунгусская экспедиция 1927-1928 гг

Короткий адрес: https://readera.org/170175962

IDR: 170175962   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2020-4/33-40

Список литературы Вещный мир уильта Сахалина по материалам тунгусской экспедиции 1927-1928 гг

  • Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. С. 63-87.
  • Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Кунсткамера: Избранные статьи. Т. 1. СПб.: Европейский Дом, 1995. С. 80-93.
  • Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-Сахалинского региона. Владивосток: Дальнаука, 2003.
  • Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков // Этнография. 1929. № 1. С. 3-22.
  • Василевский А.А. Происхождение и родство островных народов Восточной Азии (обзор зарубежной антропологической литературы) // Краеведческий бюллетень. 1995. № 3. С.143-162.
  • Василевич Г.М., Левин М.Г. Типы оленеводства и их происхождение // Советская этнография. 1957. № 1. С. 62-87.
  • Историко-этнографический атлас народов Сибири / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
  • Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 1961.
  • Лысенко О.В. Выставка «Славяне Восточной Европы» как модель концептуальной экспозиции: вещь в музейном и этнокультурном пространствах // Материалы по этнографии. Т. 3. Народы Белоруссии, Украины, Молдавии. СПб., 2010. С. 259-306.
  • Лысенко О.В., Комарова С.В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. СПб., 1992.
  • Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX - начало xx века). Новосибирск: Наука, 1984.
  • Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина: Большие проблемы малочисленного народа. М.: Наука, 2006.
  • Миссонова Л.И. «Танец огня» как один из главных обрядов жизненного цикла в тунгусо-маньчжурской практике // Музей. Традиции. Этничность. 2014. № 2. С. 33-44.
  • Никитина М.И. Миф о Женщине-Солнце и ее родителях и его «спутники» в ритуальной традиции древней Кореи и соседних народов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.
  • Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997.
  • Островский А.Б. Ритуальная скульптура народов Амура и Сахалина. Путеводная нить чисел. СПб.: Нестор-История, 2009.
  • Островский А.Б. Антропология мышления. Избранные статьи 1990-2016 гг. СПб.: Нестор-История, 2019.
  • Пилсудский Б.О. Из поездки к орокам о. Сахалина в 1904 г. Южно-Сахалинск: Институт морской геологии и геофизики, 1989.
  • Прокофьев М.М., Черпакова К.Я. Предметы традиционной культуры уйльта и эвенков из собрания Сахалинского областного краеведческого музея // Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Сахалинская область. Уйльта. Эвенки. Южно-Сахалинск: Лукоморье, 2009. С.143-184.
  • Роон Т.П. Уйльта Сахалина. Историко-эт-нографические исследования традиционного хозяйства и материальной культуры XVIII -сер. XX веков. Южно-Сахалинск, 1996.
  • Сем Т.Ю. Картина мира тунгусов: пантеон. (семантика образов и этнокультурные связи). Историко-этнографические очерки. СПб., 2015.
  • Сем Т.Ю. Мифология в орнаментике орочонов: символика и семантика образов // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 41-49.
  • Сем Ю.А., Сем ЛИ., Сем Т.Ю. Материалы по традиционной культуре, фольклору и языку ороков. Диалектический орокско-рус-ский словарь. Владивосток: Дальнаука, 2011.
  • Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока. Вып. 2. Эвены. Магадан: ОАО «МАОМБИ», 2004.
  • Шавкунов Э.В. Приморье и соседние с ним районы Дунбэя и Северной Кореи в I-III в. н.э. // Труды Дальневосточного филиала СО АН СССР им. В.Л. Комарова. Серия историческая. Саранск, 1959. С.37-74.
  • Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-уди-гэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука, 1990.
  • Шубина О.А. Этапы заселения древним человеком укрепленного поселения Белокамен-ная-Часи на Южном Сахалине // Вестник Сахалинского музея. 1996. № 6. С. 227-252.
  • Икегами Дзиро. Уйрута-но кураси-то мин-гу (Жилище и предметы уйльта). Абасири, 1982.
  • Wada, S., 1938. The natives of the lower reaches of the Amur River as represented in Chinese record. Memoirs of the Research Department of Tokyo Bunko, no. 10, pp. 45-107.
Еще
Статья научная