Варианты использования накладных поясных бляшек скифского времени в Южной Сибири и Северном Китае

Бесплатный доступ

Во второй половине VI-III в. до н.э. на территории Южной Сибири от Оби до Забайкалья и в Северном Китае получили распространение своеобразные поясные накладные бляшки. В отличие от обойм раннескифского времени, надевавшихся на поясной ремень, это были нефункциональные изделия, крепившиеся с внешней стороны. В погребениях скифоидных культур бляшки, как правило, украшали пояса. Об этом свидетельствуют частые случаи их нахождения в районе пояса умерших, а также находки бляшек на сохранившихся поясах. Вместе с тем имеются веские основания предполагать, что в таежной зоне накладные бляшки преимущественно использовались при совершении обрядов на культовых комплексах. Установлено, что на территории Северного Китая, откуда происходят наиболее представительные и разнообразные поясные наборы, накладные бляшки (часто до 12-18 экз.) крепились на поясных ремнях. При этом отмечено четыре варианта нахождения поясов: в «рабочем» положении, сверху поперек бедер умершего, сверху продольно и рядом с умершим вместе с подвешенным кинжалом или ножом. В погребениях из Южной Сибири поясные бляшки встречаются реже, и их наборы намного скромней (4-7 экз.). Как правило, они находятся в мужских погребениях. В Туве зафиксировано несколько случаев расположения бляшек на поясных ремнях, в т.ч. в «рабочем» положении, а также в стороне от умершего. В материалах староалейской культуры (Барнаульское Приобье) бляшки встречаются и с женщинами, но в виде прикладов. Бронзовые детали при женщинах наиболее разнородны, не связаны с поясами, и больше напоминают скопления изделий из культовых объектов в таежной зоне Приангарья.

Еще

Южная сибирь, северный китай, скифоидные культуры, поясная фурнитура, накладные поясные бляшки, погребальный обряд, культовые комплексы

Короткий адрес: https://sciup.org/145146733

IDR: 145146733   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0969-0976

Список литературы Варианты использования накладных поясных бляшек скифского времени в Южной Сибири и Северном Китае

  • Ведянин С.Д., Кунгуров А.Л. Грунтовый могильник Староалейской культуры Обские Плесы 2 // Погребальный обряд древних племен Алтая. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1996. - С. 88-114. EDN: LPHHWD
  • Гревцов Ю.А. Воинские пояса скифской эпохи Северного Приангарья по материалам Усть-Тасеевского культового комплекса // Археологические исследования древностей Нижней Ангары и сопредельных территории: сб. науч. ст. - Красноярск: Краснояр. краев. краеведческий музей, 2013. - С. 92-106.
  • Институт археологии и культурного наследия Нинся-Хуэйского АР, Управление по делам культурного наследия уезда Пэнъян. Вандаху юй цзюлуншань - бэйфан цинтун вэньхуа муди (Вандаху и Цзюлуншань - могильники культуры северных бронз). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2016. -870 с. (на кит. яз.).
  • Институт археологии и культурного наследия пров. Ганьсу. Юнчан Сиган Чайваньган: Шацзин вэньхуа муцзан фацзюэ баогао (Сиган и Чайаньган в уезде Юнчан: отчет о раскопках культуры Шацзин). - Ланьчжоу: Ганьсу жэнь-минь чубаньшэ, 2001. - 270 с. (на кит. яз.).
  • Институт археологии и материальной культуры пров. Ганьсу. Сижун ичжэнь мацзяюань чжаньго муди (Археологические находки западных жунов периода Чжаньго по материалам могильника Мацзяюань). - Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2014. - 247 с. (на кит. яз.).
Еще
Статья научная