Вариации мистических идей в литературе XIX века (О. де Бальзак, Ж. де Местр, Ш. Бодлер)

Бесплатный доступ

Затронут важнейший аспект творчества трех авторов XIX столетия, Жозефа де Местра, Оноре де Бальзака и Шарля Бодлера, объединяемых приверженностью теории соответствий, или «универсальных аналогий», согласно которой каждая земная вещь является символом незримого мира и каждое земное событие соответствует божественным законам. Автор статьи показывает, что без понимания мистической идеи невозможно полное осмысление художественного наследия этих писателей - «ясновидцев» и «пророков»,  выстраивающих собственные отношения с мистиками Луи-Клодом де Сен-Мартеном и Эмануэлем Сведенборгом. Отголоски мистических трудов «Небесные тайны» и «Человек желания» можно встретить на страницах бальзаковских романов и повестей, влияние «Неведомого философа» Сен-Мартена ощутимо в «Санкт-Петербургских вечерах» Местра, Бодлер также неоднократно упоминает имя Сведенборга в своих прозаических сочинениях. Автора «Цветов зла» также можно назвать наследником эстетических принципов Жозефа де Местра, поскольку за революционной патетикой Бодлера проглядывает местровская политическая теософия, в основе которой лежит концепция действия высшей божественной воли в земном мире - Провидения. Основные положения провиденциализма де Местра совпадают с философскими тезисами другого последователя теории соответствий  Бальзака - в том, что касается божественного Числа, однако расходятся, когда речь идет о материи. Согласно автору «Мистической книги», невидимый духовный мир и видимый физический мир составляют одну и ту же материю, она может преобразовываться, но не исчезать, тогда как Местр воспринимает материю лишь как знак всесильного духа. При жизни писателям были чужды откровенные признания в пристрастии к мистической философии, однако написанные ими произведения доказывают, насколько глубоки их познания в области мистицизма и как ясно сила воображения позволила им передать посредством метафоры глубинную суть божественной идеи. Каждый из них желал обновления христианской религии и искал возможные пути возвращения к утраченному Единству, отводя поэту, наделенному даром ясновидения, роль толкователя священных знаков.

Еще

Провидение, теория соответствий, мистицизм, универсальная аналогия, аллегорические знаки, теория числа, догмат обратимости

Короткий адрес: https://sciup.org/147226942

IDR: 147226942   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2019-1-122-129

Список литературы Вариации мистических идей в литературе XIX века (О. де Бальзак, Ж. де Местр, Ш. Бодлер)

  • Бальзак О. де. Предисловие к «Человеческой комедии» // Собрание сочинений: в 24 т. М., 1960. Т. I. 484 c.
  • Бальзак О. де. Утраченные иллюзии // Собр. соч.: в 24 т. М., 1960. Т. VIII. 439 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. 960 с.
  • Бодлер Ш. Избранные письма. СПб.: Machina, 2012. 366 с.
  • Виат О. Граф Жозеф де Местр // Санкт-Петербургские вечера. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. 732 с.
  • Сведенборг Э. Избранное. М: Изд-во «Астрель», 2003. 880 c.
  • Соколова Т. В. Грани творческой жизни: Очерки о Шарле Бодлере. СПб.: ИД «Петрополис», 2015. 288 с.
  • Фокин С. Л. Пассажи. Этюды о Бодлере. СПб.: Machina, 2011. 224 с.
  • Amadou R. Balzac et Saint-Martin // L'Année balzacienne. 1965. P. 35-60.
  • Balzac H. de. Préface // Livre Mystique. I. 1-éd. Paris: Werdet, 1835. 352 p.
  • Balzac H. de. Préface du Livre mystique. La Comédie Humaine. Paris: Gallimard, 1980. T. XI. 1952 p.
  • Baudelaire Ch. Curiosités esthétiques. L’Art romantique. Paris: Garnier Frères, 1962. 956 p.
  • Bertault Ph. Introduction // Traité de la Prière. Paris: Boivin et Cie, 1942. 128 p.
  • L’Année balzacienne 2013. Balzac, mystique, religion et philosophie. Troisième série, 14. Presses Universitaires de France, 2013. 480 p.
  • Labarthe P. Baudelaire et la tradition de l’allégorie. Genève: Droz, 2015. 920 p.
  • Maistre J. de. Les soirées de Saint-Pétersbourg // Maistre J. de. Oeuvres / еd. de P. Glaudes. Paris: Robert Laffont, 2007. 1362 p.
Еще
Статья научная